Какие краны ставить на полипропиленовые трубы?

Как выбрать и установить полипропиленовый шаровой кран?

Шаровой ПП кран является запорной арматурой, применяющейся для перекрытия потока жидкости в трубной магистрали. Шаровые краны позволяют перекрывать доступ рабочей жидкости в трубах. Несмотря на удобство в применении, серьезным недостатком ППР кранов является отсутствие регулировки потока.

Конструктивные свойства

Главная особенность крана — подвижный шаровой запор, изготовленный из латуни. Иногда в качестве антикоррозийной защиты используют хром.

В шаре есть пропускное сквозное отверстие для жидкости:

  • В открытом положении отверстие расположено по направлению потока.
  • В закрытом монолитные стенки шара полностью перекрывают воду.

Для регулировки положения шара используется кран, который поворачивает его на 90 градусов. У него есть всего два положения: открыто, закрыто. Если применять ПП кран для корректировки плотности потока, высока вероятность образования полостей в корпусе и выхода из строя механизма.

Кран состоит из следующих элементов:

  • Полипропиленовый корпус.
  • Составной корпус затворного узла.
  • Шаровой латунный затвор со сквозным отверстием.
  • Уплотнитель. Изготавливается из каучука или тефлона и размещен за пределами пропускного отверстия.
  • Поворотный кран.
  • Латунный шток. Для защиты от коррозии может быть хромирован, как и затвор. Для дополнительной герметизации и монолитности конструкции оснащен сальниковыми кольцами, как правило, из эластомера.
  • Крепежный винт. Обеспечивает соединение вентиля со штоком.

Обратите внимание! Иногда попадаются изделия с обточенным в нижней части шаром, в образовавшемся отверстии формируется «отстойник», в котором скапливаются содержащиеся в жидкости частицы или накипь. Производители применяют такую схему для экономии металла. Подобные краны использовать не рекомендуется, так как они недолговечны и создают уйму проблем.

Характеристики кранов

Совокупность невысокой стоимости и отличных технических характеристик делают полипропилен одним из наиболее востребованных материалов для использования.

  • Низкая себестоимость, соответственно, в производстве гораздо дешевле аналогичной продукции из других материалов.
  • Небольшой вес.
  • Защита от коррозии.
  • Срок службы около 50 лет.
  • Эксплуатационный диапазон начинается с -10 °C и заканчивает на 95 °C.
  • Отсутствие электропроводности.
  • Экологически чистый материал, безвредный для людей и окружающей среды.

Недостатков у полипропиленовых изделий немного, но они присутствуют:

  • Материал относится к легковоспламеняющимся. Соответственно, нельзя использовать вблизи открытого огня, например, около кухонной плиты.
  • Применение при температуре ниже -10 °C не рекомендовано, в редких случаях материал выдерживает до -20 °C. При низких температурах полипропилен становится хрупок и неустойчив к механическим воздействиям.
  • При температуре свыше 95 °C ПП изделия быстро изнашиваются.

Сфера применения

Полипропиленовые краны используются во всех сферах, где недостатки материала не проявляются:

  • водоснабжение;
  • отопление;
  • сантехника;
  • канализация;
  • технические трубопроводы;
  • системы пищевой промышленности;
  • аграрные конструкции.

Практически во всех областях, где присутствуют трубные магистрали, встречаются конструкции из полипропилена.

Кран или вентиль

Шаровой ПП кран — удобная разновидность запорной арматуры, но отсутствие регулировки потока в некоторых ситуациях — серьезный недостаток.

Вентили, в отличие от шарового крана сделаны с применением регулирующего конуса. Конструкция устроена таким образом, что вентиль является не только запорной арматурой, но и регулирующей.

В конструкциях, где требуется регулировать поток рабочей среды, предпочтение стоит отдать вентилю.

Разновидности шаровых ПП кранов

Различаются краны по диаметру проходного отверстия и назначению.

Встречаются непосредственно для горячего водоснабжения, которые более устойчивы к высокотемпературному потоку, бывают краны для ХВС, изготовленные, как правило, из более дешевых марок полипропилена.

По конструкции делятся на разъемный и разборный типы.

  1. Разъемные предназначены для отсоединения крана от трубопровода, в тех случаях, когда это может потребоваться.
  2. Разборные. Метод соединения с применением накидной гайки («американка»). Используются для соединения с коллекторами, баками, датчиками, стальным трубопроводом. Разъемы для скрепки бывают как с одной стороны, так и обоюдосторонними, что делает использование шаровых кранов из ППР более вариативным. Разборные краны встречаются двух видов: прямые, угловые. Предназначение прямых — последовательное соединение с другим участком трубы, не меняя направления конструкции. В случае смены направления трубы, например, при соединении с коллектором, ставится угловой кран.

Бывают и неразъемные конструкции, которые отличаются только методом монтажа. Предназначены для соединения с участками полипропиленовой трубы либо ПП коллектором. Для скрепки используется сварка, что осложняет дальнейшее обслуживание системы. Для замены конструкции кран придется обрезать с участком трубы.

Отличия от латунных кранов

Полипропиленовые шаровые краны не могут служить регулирующей арматурой. Аналогом с возможностью регулировки потока рабочей среды является латунный кран.

Латунные краны — обслуживаемые конструкции. Гораздо легче поддаются разборке и ремонту, так что, в случае выхода из строя, можно будет заменить испорченную деталь без замены изделия.

В конструкциях, где давление превышает отметку в 20 МПа, либо температурах ниже -10 °C или выше 95 °C, рекомендуется использовать латунные изделия. Они устойчивей к давлению, имеют больший диапазон рабочих температур.

Обратите внимание! Недостатком является стоимость, превышающая цену ППР изделий в 2 – 3 раза, потому, экономически целесообразно использовать краны из латуни там, где наиболее существенно проявляются недостатки полипропилена.

Особенности выбора

В выборе рекомендуется основываться на качестве изделия:

  1. Отсутствие трещин, сколов, поверхность изделия ровная.
  2. Поворот штока должен сопровождаться усилием. В случае, если прокручивается свободно, значит, стоят плохие уплотнители.
  3. Рекомендуется приобретать краны от серийных производителей. Гораздо меньше шансов, что попадется некачественная продукция.

Не стоит приобретать на рынках в целях экономии. Стоимость качественного шарового крана не может быть ниже стандартных рыночных расценок.

Монтируем самостоятельно

Соблюдение рекомендаций позволит смонтировать надежный трубопровод с использованием полипропиленовых шаровых кранов любой сложности, который прослужит многие годы.

При монтаже стоит спланировать все соединения. От типа трубопровода и метода скрепки зависит конечный выбор изделия. Перед приобретением рекомендуется учесть несколько факторов:

  • Резьба на трубах должна соответствовать резьбе на кране. Выбирайте изделие с нужным диаметром.
  • Определиться с местом монтажа. Существуют краны с разнообразными поворотными рычагами. Это может быть рукоять, вентиль. Главное, чтобы повороту рычага ничего не препятствовало.
  • На резьбу рекомендуется наносить ФУМ ленту, в противном случае, герметичность соединения обеспечена не будет. Кран должен накручиваться с усилием. Если движение крана свободное, то стоит добавить слой ленты. Уплотнитель закроет свободное пространство на стыках и система будет надежно герметизирована.
  • В случае использования неразъемного метода монтажа потребуется сварной аппарат с рабочей температурой 260 °C и набор головок подходящего диаметра. Ставить температуру выше 260 °C не рекомендуется, иначе можно повредить внешние стенки крана и нарушить целостность конструкции.
  • Трубы обрезаются специальными ножницами для полипропилена, для устранения неровностей после обрезки используется калибратор. Заусенцы удаляются фаскоснимателем. Использование данных инструментов позволит сделать скрепку надежнее.
  • На случай ошибок при сварке стоит иметь несколько изделий про запас.
  1. Подготовка разметки соединений. Перед сваркой на изделия стоит нанести отметки с направлением сварки и порядком соединения. В случае неразъемных соединений нет права на ошибку. В случае неправильной сварки изделие будет безвозвратно испорчено.
  2. Нагреть сварочный аппарат до 260 °C.
  3. Подготовить изделия для сварки. Обрезать, избавиться от неровностей и заусенцев. Если есть грязь на рабочей поверхности, ее требуется оттереть.
  4. Нагреть рабочую поверхность до оплавления. Передерживать не стоит, иначе можно повредить внешние стенки полипропиленового изделия.
  5. Трубу требуется вдавить в торец крана до упора и удерживать в нужном положении до затвердевания. Если трубу не вставить до упора, образуется зазор, который снижает долговечность соединения. Но нельзя давить слишком сильно, в противном случае может образовать внутренний оплыв, который уменьшит пропускную способность соединения.
  6. Соединение готово, если соблюден порядок действий, то скрепка будет надежной и герметичной.
  7. После полного монтажа трубопровода рекомендуется проверить систему на течи. Если стыки пропускают влагу, то требуется полная замена соединения.

Обратите внимание! Охлаждать стыки в холодной воде нельзя, из-за резкого перепада температуры в месте скрепки может нарушиться структура материала, что плохо скажется на герметичности соединения. Охлаждать нужно при комнатной температуре.

Если применять неподходящий инструмент либо некачественные изделия, то надежность системы обеспечить не получится.

ПП краны, надёжность?

Подскажите кто знает, на счёт надёжности полипропиленовых шаровых кранов, в плане подтекания в местах поворотной ручки, сальника? Уступают ли они в этом плане, шаровым кранам из металла (латуни)? И может быть, кто подскажет, какие именно лучше брать ПП шаровые краны?

Читайте также  Можно ли замуровывать в стену металлопластиковые трубы?

Это тот же латунный шаровый кран, только опрессованный в пластик ПП и с большой ручкой. Я встречал плохие ПП краны, когда кран не закрывает — травит. До сварки установки насторожила легкость вращения одного из кранов, он потом и потёк. Течей снаружи (по сальнику) не встречал.
Сейчас я такие ПП краны стараюсь не использовать без крайней необходимости, использую обычные латунные с ПП переходниками муфтами, хоть заменить можно легко.

Спасибо за ответ, мне как раз главное отсутствие течи по сальнику, а подтравливание внутри системы не так страшно, конечно при условии что такое подтравливание не является системным огрехом для ПП кранов. Возникала ещё мысль что под воздействием разных температур, эксплуатации и времени, ПП кран быстрее разуплотнится нежели латунный? Решил обратить внимание в сторону ПП кранов по причине того, что очень трудно становится найти из латунных, подлинный кран. Много развелось поддеок, где используется некачественный сплав. Такие краны со временем лопают(разваливаются), и если зальёт к примеру нижнюю квартиру, да ещё с евроремонтом, то аля-улю. А менять их ежегодно для гарантии, тоже не дело. На одном из сайтов представления металл. кранов, создавал тему , и диалог внутри этой темы, вызвал кучу сомнений, и ни к чему не привёл. А ПП кран представляется вроде бы как вечный, если не ошибаюсь? Может ещё кто выскажется по этому поводу?

АлекТим написал :
А ПП кран представляется вроде бы как вечный, если не ошибаюсь?

Не вечный. С теми же требованиями ,что и к обычным шаровым кранам, периодически расхаживать,не держать в полуоткрытом состоянии,не перегружать безопорной сборкой за краном. При выборе какой ставить,предпочтительней думать об обратимости операций . Возможно ли в случае необходимости его заменить ,внести изменения в систему и степень всех затрат. Через сантехлючок обычный кран поменять легче, а с ПП — необходима большая рабочая зона. Еще заметил нюанс на ППшных кранах,при долгой эксплуатации,даже если он расхаживается,но вода в системе с высоким содержанием железа,то из за «мягкой» рукоятки ,постепенно увеличивается нарост.»Расхаживание» на срезает его до конца. Так потихоньку он начинает подтравливать. Поэтому,если мне доводиться делать разводку ПП ,то отдаю предпочтение обычным кранам.Да и знакомые любители ПП так же делают.Обычные краны компактней. Повторюсь, учитывайте возможность обратимости операций ,точнее сложности её .

Да пожалуй, в труднодоступном месте с аппаратом (паяльником) будет подлезть проблематичнее, нежели с резьбовым соединением.

Так и ставьте отсечные краны нормальные ,а дальше шалите как Вам хочется,раз делаете для себя.

fontanero написал :
Обычные краны компактней

С учетом размера американок нифига не компактнее. по поводу надежности. Что латунный что ПП кран могут потечь и по штоку и по шару,
если ставить латунный(с возможностью демонтажа) на ПП, добавляется как минимум два резьбовых соединения+прокладка. о лопнувших ПП кранах вроде пока никто не говорил, а вот латунь.

fontanero написал :
Через сантехлючок обычный кран поменять легче, а с ПП — необходима большая рабочая зона.

Тут согласен полностью.
P.S.
на вкус и цвет все фломастеры разные

Надёжней латунные. При работе на горячей воде — коэффициент расширения шара и корпуса одинаковые. У пп — корпус сильно гуляет.
По опыту видел гораздо больше ПП кранов, которые не держат.
Но что правда, что иногда не держат и те и другие.

То есть если резюмировать получается следующее: ПП кран всё же немного, но быстрей изнашивается, чем латунный в плане подтравливания, герметичности, по причине неодинакового расширения, и более быстрого увеличения нароста. Зато латунный кран, в неудобный момент может лопнуть со всеми вытекающими, от чего гарантированного уберегает кран из ПП. Из этого вытекает что ПП кран (если не вдаваться в возможность демонтажа, замены) можно спокойно и планомерно заменить, при появлении проблем небольшого износа (подтравливание как по штоку так и по шару). В то время как от латунного крана, есть шанс видимых проблем и не успеть дождаться, вплоть до самого его развала, и получить неожиданный сюрприз. Правильно ли я понял.

Тогда остается выявить примерную частоту наступления проблем ПП крана, если к примеру она равняется одному году, то легче ежегодно менять латунные краны, а старые применять в менее ответственных местах чем квартира (сад и пр.) Наверное за год, даже кран из латуни левого сплава не успеет размыться? А может и за два. Хотя, наверное это не нормально. Вот интересно есть ли у кого информация, о лопнувшем кране менее чем через 2года; 3года. Имеется ввиду именно латунный, а не силумин и др. На какой минимальный срок можно его оставлять с гарантией ?
А вот если наступление проблем ПП крана всплывает в среднем года через три и более, то наверное тут он в выигрыше, ибо более трёх лет «латунный» кран оставлять наверное опасно (Хороший гостовский сплав, с выполнением всех норм производства, само собой выдерживает без проблем многолетнюю эксплуатацию как указано в инструкции. Поэтому конечно речь идёт о неоригинальных кранах, ибо их сейчас подделывают, не отличишь. И лучше подстраховаться лишними телодвижениями). Насмотрелся в своё время роликов, как они разваливаются при попытке их заменить, и удивление монтажника. Благо вовремя.

АлекТим написал :
. кто знает, на счёт надёжности полипропиленовых шаровых кранов, в плане подтекания в местах поворотной ручки, сальника? Уступают ли они в этом плане, шаровым кранам из металла (латуни)?

Поставьте шар. кран из нержавейки и избавитесь от дальнейшего головняка . либо действуйте согласно поговорке — Удача любит смелых . ))

Поставьте шар. кран из нержавейки и избавитесь от дальнейшего головняка

Абсолютно согласен, и так и думал что кто нибудь это предложит. Но нет их в продаже, где я живу. Наверное так и придётся съездить в другой город. Кстати как нержавейка соотносится с обычной сталью в плане расширения (американка, сгон)?

АлекТим Хотите получить точный ответ — точнее сформулируйте место применения этого крана . нафиг на садовый шланг кран из нержавейки ))

Установка кранов для полипропиленовых труб – от выбора изделий до монтажа

Полипропиленовые трубы часто используются при установке канализаций в городских квартирах и загородных домах. Это связано с надежностью и простотой применения материала. Подключение шаровых кранов к водопроводу является важным этапом монтажа системы. Статья посвящена нюансам выполнения данной задачи.

Выбор шаровых кранов

Запорную арматуру необходимо выбирать для бытовых водопроводных систем на основании схемы прокладки. Особое внимание следует уделить месту размещения запорных шаровых кранов для полипропиленовых труб. Данные компоненты используются для перекрытия потока воды, поступающей в определенный участок системы либо в весь водопровод.

При выборе места установки запорных кранов необходимо учитывать факт возможных утечек или поломок конструкции. Тогда, если случится поломка, можно будет перекрыть подачу воды в нужную часть водопровода, а потом починить или заменить неисправный участок.

Чем сложнее конструкция водопровода и длиннее его протяженность, тем больше понадобится шаровых кранов. При их выборе необходимо учитывать несколько важных факторов.

На что обратить внимание

Нюансы выбора шаровых кранов:

  1. Первостепенным является тот факт, что диаметр полипропиленовых труб в месте крепления должен совпадать с диаметром шаровых кранов. В продаже можно найти разные виды запорной арматуры, в том числе, изделия с муфтами от 20 до 63 миллиметров. Этот диапазон диаметров включает в себя все возможные размеры водопроводных систем, поэтому с выбором проблем не возникнет.
  2. У шаровых кранов бывает несколько форм ручек: вентили, головки, рычажки и так далее. Для каждого участка водопровода нужно выбирать подходящее изделие. Например, в некоторых ситуациях вентильный кран будет невозможно провернуть из-за ограниченного к нему доступа, поэтому лучше брать рычажной и так далее.
  3. Нельзя забывать и об эстетической составляющей шаровых кранов, если они устанавливаются на открытом участке трубопровода. Форма изделия должна вписываться в интерьер помещения, что тоже немаловажно.
  4. Кроме того, стоит брать во внимание то, из какого материала изготовлено изделие. Пластиковые краны дешевле металлических. Но значительной экономии не выйдет, если планируется установка малого количества запорно-шаровых механизмов. В таком случае имеет смысл покупка кранов именно из металла.
Читайте также  Чем резать полипропиленовые трубы?

Инструменты для пайки труб из полипропилена и кранов

Когда с выбором шаровых кранов проблема решена, можно переходить к подготовке инструментов для пайки труб из полипропилена и запорных механизмов. Паяльную установку можно приобрести или взять в аренду.

Вообще этот аппарат в хозяйстве полезный, часто используется при устранении поломок или монтаже водопроводной системы. ОН включает в себя нагревательный элемент в форме мечевидной пластины, в которой присутствуют отверстия для различных насадок, и терморегулятор. С помощью последнего можно установить определенную температуру спайки. Для полипропилена она составляет 260 градусов Цельсия.

Чаще всего мощность таких аппаратов равняется 2500 Вт, а подключаются они к бытовой розетке с напряжением 220 В. Паяльная установка способна работать в температурном диапазоне от 50 до 320 градусов Цельсия.

Аппарат комплектуется тефлоновыми насадками разного диаметра, подходящих для всех полипропиленовых труб, используемых в водопроводных системах. Если труба нестандартного размера, то насадку можно докупить отдельно.

Когда планируется разовая спайка труб и кранов, проще всего взять паяльный станок в аренду. Это позволит сэкономить деньги при выполнении задачи. Но это не все, что потребуется.

Список необходимых инструментов:

  1. Сварочный аппарат для труб из полипропилена (его еще иногда называют паяльником, ведь соединение изделий из ПП выполняется спаиванием).
  2. Приспособления для нарезания и зачистки труб. Торцевой срез выполняется коническим ножом, еще необходимы прецизионные ножницы и резак с валиком. Однако выполнить разрез полипропиленовой трубы получится и ножовкой по металлу. Но тогда края среза получатся неровными. Для полноценного монтажа водопровода понадобится специальный инструмент. Иногда он входит в набор сварочного аппарата.
  3. Если планируется спайка армированных труб, то дополнительно потребуется ручной нож. Он будет использоваться для снятия армирующего слоя. Иначе сварка будет ненадежной, такое соединение быстро выйдет из строя.
  4. Инструменты для разметки. Обычно для ее нанесения используется строительный карандаш либо маркер. С их помощью получится выделить линию соединения трубы с краном, по которой пойдет спайка.

Как уже стало понятно, все необходимые инструменты для выполнения спайки труб с запорными кранами не особо дорогие, что делает монтаж полипропиленового водопровода довольно дешевым. Этот материал часто используется в бытовых инженерных системах городских квартир и загородных домов.

Процедура спайки полипропиленовых элементов

Когда все нужные инструменты и материалы заготовлены, можно переходить к выполнению задачи. Она делится на два этапа: подготовительный и непосредственно спайка арматуры для полипропиленовых трубопроводов. В первую очередь нужно подготовить место для работы.

В наборе аппарата для сварки имеется специальная струбцина. Она используется для закрепления станка, например, к столу. Такое крепление очень надежное, аппарат не будет шататься. Поэтому работать с ним будет удобно. Но в некоторых ситуациях спайка выполняется не за рабочим столом, а непосредственно рядом с водопроводом. На такой случай в станке имеется ручка для удержания на весу.

Подготовка труб, вентилей, арматуры

Первый шаг — изучение инструкции к паяльному аппарату. В ней написаны все рекомендации, а также ограничения по использованию станка. В инструкции также имеется таблица, по которой можно определить время нагрева элементов трубопровода.

Далее выполняется подготовка рабочего места, как уже было упомянуто выше. Нужно закрепить сварочный аппарат с помощью струбцины, подключить его к сети. Установить режим работы на 260 o C. Температура выставляется на специальном регуляторе.

Теперь нужно зачистить тефлоновые вставки и надеть их на станок. Остается дождаться разогрева сварки. На протяжении всей работы нельзя выключать паяльник. Выставленный температурный режим не допустит перегрева тефлоновых вставок. А вот занижать температуру ни в коем случае нельзя. Полученное соединение будет ненадежным, со временем износится и даст течь.

Теперь можно переходить к подготовке труб. Для начала нужно сделать отрезки подходящих размеров. Все срезы следует тщательно обработать. Снимается армирующий слой. С помощью ножниц-резака отрезается край трубы, теперь нужно снять фаску конусовидным резаком. Спаиваемые поверхности следует обезжирить, очистить от грязи, пыли и устранить неровности.

Монтаж вентиля для полипропиленовых труб выполняется под определенным углом, чтобы ручка находилась в правильной плоскости. Для этого нужно нанести разметку для сварки на трубе и муфте. В противном случае запорный механизм будет неудобно использовать, а иногда и совсем невозможно.

Этап соединения

Когда со всей подготовкой покончено, можно переходить к основному этапу пайки. Подготовленная труба вставляется в первую тефлоновую насадку, а муфта крана — во вторую. В инструкции написано время нагревания полипропилена, следуйте рекомендациям.

Когда указанный период прошел, труба с муфтой должны в достаточной степени расплавиться. Теперь идет спайка изделий. Одно из них вставляется в другое в полном соответствии с разметкой. При выполнении задачи точность и скорость являются первостепенными. Ни в коем случае нельзя крутить трубу в муфте, когда они объединены, это приведет к дефекту конструкции.

На этом сварка полипропиленовых труб завершена. Остается протереть металлические элементы аппарата от остатков расплавленного материала. В таком случае паяльник не потребует чистки для дальнейшего использования.

Определить качество спайки можно визуально, в месте стыка трубы с запорным элементом должна образоваться небольшая кромка расплавленного полипропилена. Само соединение в случае успешной сварки будет полностью ровным, без каких-либо деформаций.

Окончательно определить надежность соединения элементов водопровода можно уже после подачи воды. Если задача выполнена в полном соответствии с выдвигаемыми требованиями, рекомендациями и по инструкции к паяльной установке, то стык между полипропиленовой трубой и запорным шаровым краном будет надежным и герметичным. Такое соединение прослужит максимальный срок, скорее всего, без каких-либо проблем или возникновения протечек.

Но нужно проверить не только герметичность спайки. Стоит убедиться еще и в правильной работе запорного механизма. Шаровые краны для полипропиленовых труб должны полностью закрываться и открываться без особых усилий даже тогда, когда водопровод функционирует.

Сантехник .

Телефон Сантехника 8 (495) 235-25-21, 8 (963) 626-40-67

среда, 18 апреля 2018 г.

Особенности использования полипропиленовых шаровых кранов

  • химической (полипропилен, как материал, устойчив к большинству видов химически агрессивных веществ);
  • пищевой,
  • целлюлозно-бумажной;
  • фармацевтической.
  • температурный максимум +90 градусов (возможно кратковременное повышение температуры циркулирующей среды до +110);
  • максимальное давление в системе — 20 Бар;
  • скок эксплуатации: в системах холодного водоснабжения — 50 лет, в отопительных коммуникациях (радиаторные системы и теплый пол) — 25 лет.

  • Полная устойчивость к коррозии и химически агрессивным веществам. Внутри корпуса крана в процессе использования не появляется налет и сторонние образование, ухудшающие его пропускную способность.
  • Простота монтажа и отсутствие необходимости приобретения дополнительных переходников и адаптеров.
  • Герметичность, надежность и долговечность при соблюдении рекомендованного режима эксплуатации.
  • Компактный размер и минимальный вес.
  • Эстетичный внешний вид — кран визуально не выделяется на фоне трубопровода.

  • ножницы для обрезки пластиковых труб;
  • фаскосниматель;
  • калибратор;
  • паяльник.
  • Паяльник включается в сеть и нагревается до рабочей температура, которая для полипропилена составляет 240-260 градусов.
  • Пока нагревается паяльник выполняется подготовка стыкующихся труб — изделие обрезается ножницами, с помощью калибратора устраняется возникшая при обрезке овальность, фаскоснимателем удаляются присутствующие на срезе заусеницы.
  • Патрубок крана и труба надеваются на насадки паяльника. Время нагрева зависит от диаметра изделий: для 15 мм — 5 сек, 20 и 25 мм — 7 сек, 32 мм — 8 сек, 40 мм — 12 сек.
  • По истечению заданного времени кран и труба снимаются с паяльника и стыкуются между собой. Труба вводится в раструб крана до упора и в таком положении неподвижно фиксируется до наступления отвердевания пластика (2-4 минуты).
  • Контактирующие поверхности труб и крана не очищаются от загрязнений, что приводит к ухудшению качества соединения;
  • Неправильное позиционирование соединяемых элементов — после стыковки расплавленных конструкций у вас есть лишь несколько секунд, чтобы правильно разместить их по отношению друг к другу, прежде чем полипропилен начнет затвердевать;
  • Оплывы, которые образует выдавленный из стыка расплавленный пластик необходимо удалять после отвердевания соединения, делая это сразу же после стыковки вы можете деформировать конструкцию;
  • Трубу необходимо вдавливать в торец фитинга до упора, в противном случае между упорным торцом внутри корпуса крана и срезом трубы образуется зазор, снижающий долговечность соединения;
  • Усилия, прикладываемые при вдавливании, должны быть умеренными — если приложить чрезмерно сильную нагрузку может образоваться внутренний оплыв, уменьшающий патрубок пропускного отверстия крана.
Читайте также  Из чего сделать заглушку для трубы?

Особенности использования шаровых кранов из ППР

Трубопроводы из полипропилена получили широкое распространение в сфере водоснабжения и отопительных коммуникаций. Трубы из данного материала отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками – низкой стоимостью, долговечностью и простотой монтажа.

Шаровой кран из ППР

В данной статье рассмотрены краны из ППР, которыми комплектуются полипропиленовые трубопроводы. Вы узнаете, какими конструктивными особенностями и техническими характеристиками они обладают, как выбрать и своими руками установить шаровой кран.

Конструкция шарового крана из ППР

Шаровой полипропиленовый кран является запорной арматурой, используемой в системах водоснабжения и отопления. Он применяется для полного перекрытия циркулирующего потока – эксплуатировать такие краны в качестве регулирующей арматуры нельзя, поскольку из-за конструктивных особенностей в таком режиме использования они быстро выходят из строя из-за образования каверн.

Каверна является механическим повреждением боковой части корпуса крана, стенки которой имеют малую толщину, не способную выдержать воздействие механических частиц содержащихся в потоке транспортируемой воды.

Повреждения корпуса шарового крана

В отличие от латунных аналогов, в ППР кранах нет внутренних уплотнительных элементов на штоке – уплотнитель расположен за пределами сечения пропускного отверстия, он представлен пластичным синтетическим каучуком, которым заполняется полость конструкции в ее седальной части.

Шаровой запорный элемент имеет два ограничителя в виде полимерных колец, которые фиксируют положение узла. Качественные краны изготавливаются методом литья – они имеют монолитную конструкцию и, как следствие, высокую механическую прочность.

Для изготовления запорного шара используется латунь марки CW617N (у зарубежных производителей) либо отечественный аналог – латунь ЛС59-2. Для приданию узлу большей устойчивости к коррозии шар может покрываться слоем гальванизированного хрома.

Пропускное отверстие, размещенное на параллельных стенках запорного шара, имеет круглую форму. В открытом положении отверстие расположено по направлению оси трубопровода, тогда как при перекрытии потока запорный шар рычагом проворачивается так, чтобы пропускной патрубок перекрывался монолитными стенками шара.

Некоторые производители, с целью экономии металла, могут обтачивать шар в нижней части, формируя там дополнительное проточное отверстие – “отстойник”. Запорные узлы такой конструкции доставляют немало проблем в эксплуатации, поскольку в отстойнике постоянно скапливается шлам и содержащиеся в воде механические частицы.

Разновидности проходного сечения в шаровом запорном элементе крана

Регулирующая рукоять арматуры может выполняться в двух конфигурациях – бабочка либо рычаг. На штоке она фиксируется посредством шестигранного соединения и отсекающей заклепки. Отметим, что пластиковый шаровой кран для полипропиленовых труб имеет необслуживаемую конструкцию – в случае потери арматурой герметичности либо ее поломок отремонтировать кран не получится, вам потребуется полностью его заменить.

Функциональное назначение и технические характеристики

Полипропиленовые шаровые краны производятся согласно международным стандартам DIN №16962 и ISO №15774, согласно положениям которых такие изделия нельзя использовать в системах газоснабжения. Они предназначены для комплектации водопроводов и систем отопления из пластиковых труб, температура теплоносителя в которых не превышает допустимый для ППР максимум (+90 градусов).

Помимо бытовой эксплуатации, такие краны могут использоваться в технологических трубопроводах следующих видов промышленности:

  • химической (полипропилен, как материал, устойчив к большинству видов химически агрессивных веществ);
  • пищевой,
  • целлюлозно-бумажной;
  • фармацевтической.

Шаровой кран в разрезе

Шаровые краны из ППР предназначены для труб малого диаметра, диапазон поставляемы на рынок размеров – от 23 до 63 мм (20, 25, 32, 40, 50, 63). Технические характеристики изделий следующие:

  • температурный максимум +90 градусов (возможно кратковременное повышение температуры циркулирующей среды до +110);
  • максимальное давление в системе – 20 Бар;
  • скок эксплуатации: в системах холодного водоснабжения – 50 лет, в отопительных коммуникациях (радиаторные системы и теплый пол) – 25 лет.

Отметим, что при повышении температуры до +130 градусов происходит повышение пластичности полипропилена, в результате которой арматура теряет свою герметичность.

Преимущества и недостатки, сравнение с латунными аналогами

На водопроводные и отопительные системы из полипропиленовых труб, помимо пластиковых кранов также могут устанавливаться латунные изделия. Металлические аналоги отличаются более высоким температурным максимумом – до +150 градусов и рабочим давлением – до 40 Бар.

Латунные краны выигрывают в плане ремонтопригодности – они являются обслуживаемыми конструкциями, которые при потери герметичности можно разобрать и починить, заменив сальники либо уплотнительные элементы. Однако стоимость латунных кранов в 2-3 раза выше, чем у изделий из ППР. Для примера – латунный кран от лидирующей на рынке компании Валтек для труб диаметром 20 мм обойдется вам в 350 рублей, полипропиленовый – 170 рублей.

Шаровой кран из полипропилена

Полипропиленовая арматура имеет следующие эксплуатационные преимущества:

  1. Полная устойчивость к коррозии и химически агрессивным веществам. Внутри корпуса крана в процессе использования не появляется налет и сторонние образование, ухудшающие его пропускную способность.
  2. Простота монтажа и отсутствие необходимости приобретения дополнительных переходников и адаптеров.
  3. Герметичность, надежность и долговечность при соблюдении рекомендованного режима эксплуатации.
  4. Компактный размер и минимальный вес.
  5. Эстетичный внешний вид – кран визуально не выделяется на фоне трубопровода.

Недостатки изделий уже были озвучены, к ним относится – невозможность использование в качестве регулирующей арматуры, ограничение температурного режима и отсутствие ремонтопригодности.

Полипропиленовый кран – особенности использования (видео)

Технология монтажа полипропиленовых кранов

Все краны из полипропилена устанавливаются на пластиковые трубопроводы посредством раструбной сварки. Также существуют переходные изделия для стыковки полимерных и металлических труб, один патрубок которых имеет резьбовое соединение, второй – раструбное.

Для проведения работ вам потребуются следующие инструменты:

  • ножницы для обрезки пластиковых труб;
  • фаскосниматель;
  • калибратор;
  • паяльник.

Используемый паяльник должен комплектоваться нагревательными насадками, соответствующими диаметром размеру ППР крана и трубы. На рынке широко представлены изделия для бытовой эксплуатации с насадками 16, 20, 25, 32 и 40 мм, стоимость которых варьируется в пределах 2-10 тыс. рублей.

Пайка полипропиленовых изделий

Установка крана выполняется по следующей технологии:

  1. Паяльник включается в сеть и нагревается до рабочей температура, которая для полипропилена составляет 240-260 градусов.
  2. Пока нагревается паяльник выполняется подготовка стыкующихся труб – изделие обрезается ножницами, с помощью калибратора устраняется возникшая при обрезке овальность, фаскоснимателем удаляются присутствующие на срезе заусеницы.
  3. Патрубок крана и труба надеваются на насадки паяльника. Время нагрева зависит от диаметра изделий: для 15 мм – 5 сек, 20 и 25 мм – 7 сек, 32 мм – 8 сек, 40 мм – 12 сек.
  4. По истечению заданного времени кран и труба снимаются с паяльника и стыкуются между собой. Труба вводится в раструб крана до упора и в таком положении неподвижно фиксируется до наступления отвердевания пластика (2-4 минуты).

Аналогичным образом с трубопроводом соединяется противоположный патрубок крана. Учитывайте, что охлаждать спаянный стык в холодной воде нельзя – он должен остыть при комнатной температуре.

При проведении сварочных работ чаще всего допускаются следующие ошибки:

  • контактирующие поверхности труб и крана не очищаются от загрязнений, что приводит к ухудшению качества соединения;
  • неправильное позиционирование соединяемых элементов – после стыковки расплавленных конструкций у вас есть лишь несколько секунд, чтобы правильно разместить их по отношению друг к другу, прежде чем полипропилен начнет затвердевать;
  • оплывы, которые образует выдавленный из стыка расплавленный пластик необходимо удалять после отвердевания соединения, делая это сразу же после стыковки вы можете деформировать конструкцию;
  • трубу необходимо вдавливать в торец фитинга до упора, в противном случае между упорным торцом внутри корпуса крана и срезом трубы образуется зазор, снижающий долговечность соединения;
  • усилия, прикладываемые при вдавливании, должны быть умеренными – если приложить чрезмерно сильную нагрузку может образоваться внутренний оплыв, уменьшающий патрубок пропускного отверстия крана.