Схема подключения реле пусковое ртк 2

Схема подключения магнитного пускателя и теплового реле

Для подключения электрооборудования к питающим магистралям используются различные типы коммутирующих устройств. Специализированные электроустановки с высоким энергопотреблением комплектуются особым типом включателей. Это магнитный пускатель ПАЕ, который обеспечивает надежное подключение. Промышленностью выпускается широкий ассортимент изделий, рассчитанных на эксплуатацию в цепях с напряжением питания 110 – 380 В. Данная серия предназначается для использования на оборудовании мощностью до 75 кВт. Приобретая пускатели ПАЕ характеристики можно уточнить в торгующей организации или на официальном сайте производителя. В зависимости от назначения комплектация изделия может дополняться различными опциями.

Схема подключения пускового реле

Данное устройство необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входит две обмотки – пусковая и рабочая. Первая служит только для создания пускового момента и запуска компрессора. Вторая обмотка нужна для поддержания ротора в рабочем состоянии путем непрерывной подачи на нее переменного тока.

Важно! Для регулировки процесса подачи и отключения питания на пусковую, рабочую обмотку электродвигателя, а также для функции защиты от перегрузок, предусмотрено пускозащитное реле.

Механизм индукционного замыкания

Схема подключения реле не сложная. На вход устройства подается питание условно «ноль» и «фаза», а на выходе «фаза» разделяется на две линии. Первая линия соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а вторая подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт.

В реле старых и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а далее через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и др. поломках) нагревается пружина, соприкасающаяся с перемычкой, которая под воздействием температуры меняет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор.

Схема индукционного замыкания

В этой схеме для запуска электродвигателя применяется катушка (К1), которая последовательно подключена в цепь с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя провоцирует увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, притягивающего подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После набирания оборотов ротором, ток в цепи понижается, магнитное поле в соленоиде уменьшается, пусковой контакт размыкается силой тяжести либо компенсирующей пружинкой.

Позисторный механизм включения

В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.

При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.

Позисторный механизм включения

Применение реверса

Само слово реверс означает «обратный, противоположный». Применительно к двигателю оно подразумевает включение его в обратном направлении. Чтобы изменить вращение ротора двигателя в противоположную сторону, необходимо поменять фазировку. Проще всего это сделать с помощью второго магнитного пускателя. Производятся готовые реверсивные пускатели. Они отличаются тем, что в одном корпусе находятся два контактора и уже предусмотрена электрическая и (или) механическая блокировка.

Блокировка необходима, чтобы предотвратить одновременное включение обоих пускателей, иначе это вызовет межфазное замыкание. Если реверсного пускателя нет, можно использовать два обычных. К клеммам силовых контактов подводится трехфазное напряжение таким образом, что на выходе пускателей две одноименные фазы меняются местами. Важно помнить, что при включении одного из пускателей на выходе другого также будет напряжение.

Реверсные МП применяются и тогда, когда необходимо уменьшить пусковой ток. Во время запуска двигатель подключается по схеме «звезда», а после того как наберет обороты, переключается на «треугольник».

Схема термореле

Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:

  • Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.

Схема механического терморегулятора

Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.

Проведение подготовительных работ

Перед подключением теплового реле и магнитного участка необходимо помнить, что вы работаете с электрическим прибором. Именно поэтому, чтобы обезопасить себя от поражения электрическим током, нужно произвести обесточивание участка и проверить его. С этой целью, наиболее часто, используется специальная индикаторная отвертка.

Следующим этапом подготовительных работ является определение величины рабочего напряжения катушки. В зависимости от производителя приспособления увидеть показатели можно на корпусе или на самой катушке.

Этап правильного определения катушки достаточно важен при подключении магнитного пускателя. В противном случае она может перегореть во время работы устройства.

Для подключения данного оборудования необходимо использовать две кнопки:

Первая из них, может иметь черный или зеленый цвет. Эта кнопка характеризуется постоянно разомкнутыми контактами. Вторая кнопка имеет красный цвет и постоянно замкнутые контакты.

Во время подключения теплового реле необходимо помнить о том, что с помощью силовых контактов производится включение и выключение фаз. Нули, которые подходят и отходят, а также проводники, которые заземляют, между собой необходимо соединять в области клеммника. При этом, в обязательном порядке, пускатель необходимо отходить. Коммутация этих приспособлений не производится.

Для того чтобы произвести подключение катушки, величина рабочего напряжения которой составляет 220 Вольт, необходимо взять ноль с клеммника и подсоединить его к схеме, которая предназначается для работы пускателя.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Из чего состоит пускозащитное устройство

Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он лучше всех остальных оттенков впитывает тепло. Далее необходимо отметить две фазы (одна на 220 В, а другая для заземления) и, соответственно, два входа/выхода. В некоторых моделях холодильников предусмотрено три фазы (третьей считается фаза земли). Также имеется обмотка двигателя и непосредственно пусковая.

Подключить пусковое реле холодильника не сложно. Главное иметь определенные навыки, электрическую схему и инструкцию к холодильнику. Для облегчения работы мастерам и обычным пользователям провода уже окрашены. Просто при снятии старого реле нужно запомнить их расположение, а при установке нового вернуть их на место. Далее останется только подключить работоспособное устройство.

Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят возникшую неисправность. Вне зависимости от операции все движения должны быть аккуратными и плавными. Одним резким рывком реально вывести холодильник из строя насовсем. Перед тем, как начинать работать, следует проверить все контакты. Легче всего это сделать, сняв немного краски с корпуса, но так поступать нужно только в самом крайнем случае.

Схема подключения для «таблетки»

Разница в местоположении реле разных типов

Прежде чем подключать реле, следует определиться с тем, где оно находится. Ведь разновидностей много, следовательно, и конструкций тоже. Первое, что бросается в глаза, это размеры, далее следует способ крепления (без присоединения к раме, на проводе) и показатели силы тока, например, реле ДХМ работает на меньших параметрах, чем ДХР.

Читайте также  Конденсатор с 4 выводами как подключить

Если возникла необходимость напрямую подключить холодильник без реле, то эти нюансы не пригодятся. Подбор подходящей детали должен осуществляться с учетом марки холодильника, типа мотора-компрессора, техническим параметрам и требуемой конструкции. Желательно, чтобы последняя была такой же, что и у предыдущего реле.

Пусковое реле холодильника Антант присоединяется к кожуху мотора-компрессора. Чтобы разместить устройство правильно, необходимо ориентироваться на стрелку, изображенную на крышке. Пример на фото.

Компрессор подготовлен для ремонта

Что такое компрессор

Это одна из самых главных запчастей холодильной установки. Крепится он с помощью двух труб и четырех гаек. При демонтаже детали гайки придется отвернуть. Перед тем, как подключить компрессор от холодильника без реле, необходимо проверить его исправность.

Данный элемент находится в рабочем состоянии, если

  • он, будучи подключенным к сети, шумит;
  • показывает нулевое сопротивление при проверке тестером

Чтобы осуществить эту процедуру следует правильно снять крышку с самого компрессора, аккуратно со всеми предосторожностями вынуть пусковой механизм и попарно проверить контакты. Если все нормально, то извлеченные детали в обратном порядке устанавливают на место

Значение пускозащитного реле Р1 в холодильнике Атлант

Данная деталь отвечает за запуск мотора-компрессора и защиту от перегрева. Без реле холодильники Атлант не эксплуатировались бы так долго. Ведь качественная работа агрегатов напрямую зависит от бесперебойного передвижения хладагента.

Он, в свою очередь, начинает функционировать после начала работы компрессора, который подключается из-за получения сигнала от реле. А исходное действие за терморегулятором, который подает сигнал на устройство в случае повышения температуры в морозильной и холодильной камере.

Реле холодильника — схема подключения и как проверить на работоспособность

Любое современное электромеханическое оборудование оснащено специальными устройствами, регулирующими его работу и защищающими от перегрузок. В холодильниках любых производителей таким приспособлением служит пускозащитное реле. Немаловажную роль в холодильных установках играет термореле. Его неисправность может привести к неправильному режиму охлаждения и утрате работоспособности оборудования.

Пускозащитное реле – вид сверху

Схема подключения пускового реле

Данное устройство необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входит две обмотки – пусковая и рабочая. Первая служит только для создания пускового момента и запуска компрессора. Вторая обмотка нужна для поддержания ротора в рабочем состоянии путем непрерывной подачи на нее переменного тока.

Важно! Для регулировки процесса подачи и отключения питания на пусковую, рабочую обмотку электродвигателя, а также для функции защиты от перегрузок, предусмотрено пускозащитное реле.

Механизм индукционного замыкания

Схема подключения реле не сложная. На вход устройства подается питание условно «ноль» и «фаза», а на выходе «фаза» разделяется на две линии. Первая линия соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а вторая подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт.

В реле старых и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а далее через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и др. поломках) нагревается пружина, соприкасающаяся с перемычкой, которая под воздействием температуры меняет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор.

Схема индукционного замыкания

В этой схеме для запуска электродвигателя применяется катушка (К1), которая последовательно подключена в цепь с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя провоцирует увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, притягивающего подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После набирания оборотов ротором, ток в цепи понижается, магнитное поле в соленоиде уменьшается, пусковой контакт размыкается силой тяжести либо компенсирующей пружинкой.

Позисторный механизм включения

В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.

При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.

Позисторный механизм включения

Схема термореле

Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:

  • Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.

Схема механического терморегулятора

Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.

При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.

  • Электронные термостаты используются в холодильниках таких производителей, как Samsung, Beko, LG.

Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.

Схема электронного термостата

Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Проверка термореле

Если ваш холодильник долго не отключается, постоянно работает или вовсе не включается, то в этом может быть виноват терморегулятор. Виновника необходимо демонтировать, а на оставшиеся контакты посадить перемычку. Если холодильник включился, то проверить сам термостат. Его помещают в емкость с холодной водой, а выходы прозванивают тестером или меряют сопротивление на выходе.

Прозвон контактов тестером

При отсутствии звукового сигнала либо при наличии сопротивления, термореле неисправно, его необходимо заменить.

Схема подключения реле пусковое ртк 2

Комбинированное пускозащитное реле типа РТК-Х

Пускозащитные реле РТК-Х предназначены для пуска и защиты от токов перегрузки однофазных асинхронных электродвигателей с пусковой обмоткой и короткозамкнутым ротором типа ДХМ-3 (127 В, 2,2 А) или ДХМ-5 (220 В, 1,3 А), которые входят в состав мотор-компрессоров домашних холодильников.

Разработчик и производитель: Орловского завода приборов кондиционирования воздуха и газового анализа, ныне ЗАО «ОРЛЭКС».
Точные годы начала и окончания выпуска реле пока неизвестны. Встречаются реле РТК-Х производства с 1971 по 1984 года.
Пускозащитное токовое реле РТК-Х пришло на смену пускозащитному реле типа РТП-1, которое было первым отечественным пускозащитным реле, их выпуск начался на заводе в 1958 году.
Предположительно в 1985 году реле РТК-Х было модернизировано и стало выпускаться с дополнительным индексом (М) на конце, получило название РТК-Х (М).
Все пускозащитные реле РТП-1, РТК-Х, РТК-Х (М) по параметрам полностью совпадают и являются взаимозаменяемыми.
Реле РТК-Х (М) кроме Орловского завода приборов кондиционирования воздуха и газового анализа выпускали, а возможно, и сейчас выпускают разные предприятия.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

Читайте также  Схема подключения синхронного двигателя переменного тока

Применялись в холодильниках: ЗИЛ-Москва, Саратов, Саратов-2М, Ока-6, Донбасс-10, Кодры, Смоленск-6, Визма и других.

Конструкция и принцип действия

Реле РТК-Х является комбинированным, состоит из электромагнитного пускового реле соленоидного типа и защитного теплового биметаллического реле, смонтированных в одном корпусе.
Все элементы реле размещены на пластмассовом основании и сверху закрываются пластмассовым кожухом, который удерживается на основании при помощи двух винтов.
На кожухе нанесены тип реле, стрелка, указывающая рабочее положение реле, год выпуска и логотип предприятия изготовителя.
С обратной стороны основания нанесены параметры реле и обозначение выводов.

Рисунок 1. Конструкция комбинированного (пусковое + защитное) реле РТК-Х:
1 – основание; 2 – корпус катушки пускового реле; 3 – якорь; 4 – стержень якоря; 5 – пружина якоря; 6 – планка; 7 – подвижные контакты пускового реле; 8 – неподвижные контакты пускового реле; 9 – нагреватель защитного (теплового) реле; 10 – биметаллическая пластина; 11 – упор; 12 – контактодержатель; 13 — регулировочные винты; 14 – подвижный контакт защитного реле; 15 – неподвижный контакт защитного реле.

Пусковое реле состоит из пластмассовой катушки 2 с обмоткой, якоря 3 со стержнем 4 и одного нормально разомкнутого контакта типа мостик, состоящего из подвижного контакта (планки 6 с контактами 7) и неподвижных контактов 8. Спиральная пружина 5 во время срабатывания пускового реле осуществляет прижим подвижного контакта к неподвижным.
Регулировочные винты в пусковом реле отсутствуют.

Тепловое реле РТК-Х на напряжение 127 вольт состоит из подогревателя 9, выполненного из нихрома, биметаллической пластины 10, одного нормально замкнутого контакта (подвижный 14 и неподвижный 15), упора 11 и возвратной пружины, она же контактодержатель 12.
У реле РТК-Х на напряжение 220 вольт имеется дополнительный нагреватель R2, который размещен рядом с биметаллической пластиной 10. Дополнительный нагреватель включен последовательно с обмоткой пускового реле и рабочей обмоткой электродвигателя. Этот нагреватель (при малом рабочем токе электродвигателя) повышает чувствительность биметаллической пластины.
Регулировка теплового реле осуществляется двумя винтами 13, один (левый) изменяет прижим контактов (положение биметаллической пластины), другой (правый) ограничивает положение биметаллической пластины (с контактом) в разомкнутом состоянии.

Рисунок 2. Электрическая схема комбинированного (пусковое + защитное) реле РТК-Х:
а – РТК-Х исполнение на 127 В; б – РТК-Х исполнение на 220 В.
ДХМ – электродвигатель. БМ – биметаллическая пластина; R1 – нагреватель, R2 – дополнительный нагреватель; КК – тепловое (защитное) реле; КД – пусковое реле; ПО – пусковая обмотка электродвигателя; РО – рабочая обмотка электродвигателя.

Пускозащитное реле РТК-Х работает следующим образом.
В момент пуска электродвигателя ДМХ в обмотке пускового реле КД проходящим по ней пусковым током создается электромагнитное поле, которое выталкивает якорь вместе со стержнем, на конце которого закреплен подвижный контакт. Происходит замыкание неподвижных контактов, и пусковая обмотка ПО электродвигателя ДМХ подключается к сети.
После завершения пускового процесса магнитное поле в катушке уменьшается, якорь пускового реле КД с подвижным контактом опускаются, происходит размыкание неподвижных контактов и пусковая обмотка ПО электродвигателя ДМХ отключается от сети. Электродвигатель ДМХ остается работать на рабочей обмотке РО.
При возрастании тока в рабочей обмотке РО электродвигателя ДМХ выше номинального значения биметаллическая пластина БМ теплового (защитного) реле КК, деформируясь от тепла, выделяемого проходящим через нее током, размыкает нормально замкнутый контакт, тем самым отключает электродвигатель ДМХ от сети. То же самое происходит при повышении силы тока в цепи пусковой обмотки ПО, биметаллическая пластина БМ деформируется под действием тепла от нагревателя R1.
После того, как биметаллическая пластина БМ остывает, она принимает прежнее положение, и контакты реле КК вновь замыкаются, происходит повторный пуск электродвигателя ДМХ.

Реле РТК-Х при помощи штепсельной колодки располагается непосредственно на проходных контактах на крышке кожуха мотор-компрессора и крепится скобой. Внешние провода к реле присоединяются при помощи плоских наконечников.
Материал контактов – серебро.

Краткие технические характеристики

Номинальный ток защитного реле:
2,2 А (РТК-Х исполнение на 127 В);
1,3 А (РТК-Х исполнение на 220 В).
Ток срабатывания пускового реле:
4,5 А (РТК-Х исполнение на 127 В);
2,7 А (РТК-Х исполнение на 220 В).
Ток возврата пускового реле:
3,8 А (РТК-Х исполнение на 127 В);
2,2 А (РТК-Х исполнение на 220 В).
Время срабатывания защитного реле:
15-25 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С и токе 8,4 А (РТК-Х исполнение на 127 В);
20-30 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С и токе 4 А (РТК-Х исполнение на 220 В).
Время возврата защитного реле:
34-62 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С (РТК-Х исполнение на 127 В);
40-70 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С (РТК-Х исполнение на 220 В).
Габариты: 53,2 х 53,2 х 46,3 мм (В х Ш х Д)
Вес:
не более 112 г.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Ремонт бытовых холодильников. Справочник. Второе издание переработанное и дополненное. Автор Лапаев Д. А. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
2. Справочник слесаря по ремонту бытовых электроприборов и машин. Четвертое издание исправленное и дополненное. Автор Лапаев Д. А. – М.: Легпромбытиздат, 1986.

Схема подключения реле пусковое ртк 2

Для начала найдем парные вывода их должно быть две пары, как это сделать. Сейчас для этих целей множество приборов тестеры, омметры и т.п. Берем любой вывод обмотки и подключаем к нему любой из двух щупов прибора, а вторым щупом ищем ему пару.

Если прибор показал вам какое-то значение, например сопротивление 11 Ом то это и есть второй вывод обмотки, запишем показания прибора, отмечаем пару.

На рисунке изображено:
ОВ – рабочая, обмотка возбуждения, основного вращающего магнитного поля.

ПО – пусковая обмотка необходима для создания начального крутящегося момента в определенном направлении.
SB — кнопка для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.

Для того чтобы изменить направление вращение вала двигателя достаточно поменять вывода пусковой обмотки местами и направление при запуске изменится.

Реле времени задает временной режим с выдержкой на отключение электродвигателя. Токовое реле служит для запуска двигателя, для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.

Реле выполнено в пластиковом корпусе, имеется три контактных вывода X1, X2, X3. На крышке показана правильная установка реле, большая стрелка с надписью «верх», реле должно располагаться так чтобы стрелка всегда указывала вверх.

Подключение реле:
Подаем напряжение 220В на вывод «Х3» токового реле, фазу или ноль без разницы, а второй сетевой провод 220В напрямую подключаем к рабочей обмотке двигателя.

Вывод «Х1» — «ОВ» подключается ко второму свободному выводу, рабочей обмотке. Вывод «Х2» — «ПО» подключается к выводу пусковой обмотке.

При запуске двигателя, пусковой ток больше, чем рабочий. При прохождении пускового тока через катушку — [2] токового реле в катушке наводится магнитное поле, которое втягивает [1] — подвижный стальной сердечник, он приподнимается и поднимает подвижный контакт — [3].

Замыкается электрическая цепочка, которая подключает пусковую обмотку электродвигателя. Двигатель запускается и развивает номинальные обороты.

Поскольку двигатель вошел в рабочий режим ток в реле уменьшился, ослабло магнитное поле в катушке реле, которое удерживало стальной сердечник – [1] в верхнем положении. Сердечник под своим весом падает в низ и тянет за собой [3] — контакт, пусковая обмотка — ПО отключается от сети 220В.

Витки из нихрома — [4] выполняют тепловую защиту двигателя. При перегрузе, заклинивание или междувиткового замыкания обмоток двигателя, нихром разогревается и своим теплом подогревает [5] — биметаллическую пластину, она при нагревании деформируется, прогибается и размыкает контакт — [6], отключает двигатель от сети 220В на время остывания биметаллической пластинки.

На рисунке приведен пример, схема запуска двигателя от стиральной машины при помощи конденсатора.

Заключение, для полной уверенности, что все сделали правильно, внимательно проверяем монтаж собранной схемы и тестируем ее, включаем двигатель на 1 мин. отключаем от сети и проверяем нагрев двигателя.

Почему через минуту, для того, чтобы определить в каком именно месте начинает, греется двигатель в подшипниках или в статоре. Если подождать дольше, то тепло распределится по корпусу и будет не понятен очаг перегрева.

Если всё в норме включаем двигатель и проверяем нагрев корпуса каждые 5 мин. 15 мин на тестирования будет достаточно, тыльная сторона ладони должна терпеть, если не терпит, то температура около 50°С и выше.

Если двигатель греется возможные причины:
Изношены подшипники, что привело к уменьшению зазора между статором и ротором, ротор задевает статор.

Подшипники забиты грязью или зажаты на перекос в подшипниковых крышках, что приводит к заклиниванию, тяжелому ходу вала.

Большая ёмкость конденсатора, необходимо уменьшить ёмкость конденсатора или запустить двигатель без конденсатора, раскрутив вал от руки. Если двигатель перестал, греется, значит, причина была в превышенной ёмкости конденсатора.

Читайте также  Какую гофру выбрать для проводки на улице?

Просмотр и ввод комментариев к статье

Как проверить реле холодильника мультиметром самостоятельно

Почти во всех домашних холодильниках установлены однофазные электродвигатели, для старта которых используется пусковое устройство. Когда оно выходит из строя, компрессор не запускается. При условии наличия инструментов и зная, как проверить реле холодильника, можно попытаться устранить неисправность.

Всё о пусковом реле в холодильнике

Статья написана для специалистов с соответствующей компетенцией. Диагностика и ремонт холодильника должны выполняться профессионалами. Самостоятельный ремонт может быть опасен для здоровья и губителен для техники.

  1. Схема подключения пускового реле холодильника
  2. Индукционное замыкание
  3. Позисторное включение
  4. Как проверить пусковое реле холодильника
  5. Принцип работы реле холодильника
  6. Схема термореле холодильника
  7. Как проверить реле холодильника на работоспособность мультиметром
  8. Как проверить РТП-1 и РТК-Х
  9. Как проверить ДХР и LS-08B
  10. Проверка термореле

Схема подключения пускового реле холодильника

Эта деталь нужна для запуска асинхронного однофазного мотора компрессора. В подключении реле нет никаких сложностей. К статору двигателя подходит пусковая и рабочая обмотки . Первая участвует в пуске и запуске компрессора, вторая поддерживает ротор в рабочем состоянии, непрерывно подает переменный ток. Имеется пускозащитное реле, которое регулирует подачу и отключает питание на рабочую и пусковую обмотку.

Индукционное замыкание

На вход устройства подают питание: «ноль» и «фазу», на выходе последняя делится на 2 линии. Одна через пусковой контакт подходит к пусковой обмотке, другая соединяется с рабочей обмоткой мотора. В реле на рабочую обмотку подается ток через пружину, сопротивление которой довольно высокое, затем через соединение с биметаллической перемычкой. Этот элемент обладает свойством изгибаться в одном направлении под воздействием повышенной температуры. Как только в цепи ток сильно увеличивается, к примеру, если происходит замыкание между витками или заклинивает двигатель, пружина, которая соприкасается с перемычкой, нагревается. Последняя меняет форму, после чего контакт размыкается и компрессор выключается .

Для того чтобы запустить мотор в данной схеме используют катушку, последовательно подключенную в цепь с рабочей обмоткой. Когда ротор находится в неподвижном состоянии, подается напряжение, которое провоцирует повышение тока на катушке. Образуется магнитное поле, оно притягивает подвижный сердечник, он в свою очередь замыкает пусковой контакт. После того как ротор наберет обороты, происходит понижение тока в сети, уменьшение магнитного поля. Пусковой контакт размыкается компенсирующей пружиной либо силой тяжести.

Позисторное включение

Пускатель состоит из конденсатора и позистора, который является разновидностью теплового резистора. В схеме компрессора конденсатор установлен между шинами стартовой и рабочей обмотки . Этот механизм обеспечивает смещение фазы, которое нужно для того, чтобы включился мотор компрессора. Со стартовой обмоткой позистор подключен последовательно. При пуске его сопротивление незначительное, в эту минуту через обмотку протекает большой ток. Когда он проходит, позистор нагревается и сильно повышается его сопротивление. Из-за этого почти полностью блокируется вспомогательная обмотка. Остывает деталь после того, как на компрессор прекращается подача напряжения.

Как проверить пусковое реле холодильника

Проверку пускового реле холодильника проводят, если:

  • после недолгой работы отключается мотор;
  • прибор не включается при наличии тока и исправных проводов;
  • температура в камерах выше, чем положено.

Дома отремонтировать реле можно, если возникли проблемы с контактами: они обгорели, окислились, покрылись ржавчиной. Перед тем как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность, надо уточнить правильно ли расположено это устройство . Оно должно находиться строго вертикально . В наклонном положении сердечник катушки не успевает за отведенное время втянуться. Если реле включения компрессора холодильника стоит, как ему положено, причина в другом. Деталь снимают, у модели ДХР ее располагают клеммами в свою сторону, LS-08В – вверх тыльной поверхностью, РТК-Х и РТП-1 – стрелкой вниз. Проверяют, в каком состоянии находятся контакты. Сильно грязные либо окисленные работать нормально не могут. Если на гнездах есть горелые следы, проводить диагностику не имеет смысла, реле подлежит замене.

Тестером проверяют, есть ли между клеммами контакт. Если нет, то концы зачищают наждачной бумагой. Пластину поднимают, чтобы осмотреть направляющий шток. При наличии ржавчины обрабатывают специальным раствором.

При отсутствии перечисленных выше проблем, проверяют поступление напряжения. Следует прозвонить устройство, воспользовавшись мультиметром либо омметром.

Принцип работы реле холодильника

Пусковое электромагнитное реле работает по принципу замыкания контакта, который предназначен для того, чтобы сквозь пусковую обмотку пропускать ток. Главным действующим элементом является соленоидная катушка. В цепь с основной обмоткой мотора она подключена последовательно. Когда компрессор запускают при статичном роторе, по этой катушке проходит высокий стартовый ток. Это приводит к созданию магнитного поля . Оно двигает сердечник, на который поставлена планка, проводящая ток. Она замыкает контакт на пусковой обмотке. Ротор начинает разгоняться. Как только число его оборотов повышается, ток и напряжение уменьшаются. Сердечник под воздействием силы тяжести либо компенсирующей пружины становится на первоначальное место. Это приводит к размыканию контакта. Электродвигатель поддерживает вращение ротора, пропускает ток через рабочую обмотку. Потому реле срабатывает лишь после того, как ротор остановится.

Схема термореле холодильника

В электрической схеме термореле есть 2 входа от источника питания: один – ноль, второй – фаза. Последний вход расходится тоже на два: напрямую на рабочую обмотку и через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

При отсутствии для реле посадочного места, подключая его к компрессору, нужно четко знать, как соединять контакты. В этом поможет приложенная документация, но можно разобрать компрессор, чтобы понять расположение проходных контактов.

Возле выходов имеются символьные значения:

  • общий выход – С;
  • рабочая обмотка – R;
  • пусковая обмотка – S.

Реле на моделях холодильников различаются методом крепления на компрессоре или на раме прибора. У этих устройств собственные токовые характеристики. Если предстоит менять реле, это необходимо учитывать.

Следует подбирать устройство с полным совпадением характеристик, желательно такой же модели.

Как проверить реле холодильника на работоспособность мультиметром

В современных холодильниках устанавливают позисторное реле. Для проверки его работоспособности надо воспользоваться мультиметром. Его щупы соответственно подводят к клеммам рабочей и пусковой обмотки, между которыми находится позистор. Если показатель сопротивления примерно 30 Ом , устройство исправно.

Можно проверить другим способом. Вскрывают корпус реле, к сторонам диска позистора подводят щупы тестера и замеряют сопротивление . Заодно смотрят, чтобы на нем не было трещин и сколов. Если компрессор находится в рабочем состоянии, однако не включается по команде блока управления, значит, на пусковой обмотке статора нет напряжения. Такое может случиться, если перегрелся позистор, возникли проблемы с контактной планкой или произошел разрыв цепи, а также сработала система защиты, которая потом не вернулась в прежнее положение.

Бывают ситуации, когда аппарат включается на несколько секунд, потом отключается. Такое в основном происходит из-за того, что срабатывает защитный механизм реле. Проблема может скрываться в неисправности рабочей обмотки мотора . Также при неисправном механизме и небольшом нагреве происходит ложное срабатывание. Нужно проводить полное диагностирование пускозащитного реле, потому что существует много причин поломки.

В индукционном устройстве достают соленоид, проверяют контакты. Если они окислены, то зачищают при помощи наждачной бумаги. Сломанный сердечник меняют, спиртом протирают поверхности, которые соприкасаются.

Индукционное реле ставят строго в направлении, которое указано стрелкой.

После всех этих действий реле подсоединяют к компрессору и включают холодильник. Мотор должен заработать. Если этого не произошло, надо проверять компрессор.

Как проверить РТП-1 и РТК-Х

Чтобы осуществить проверку, реле ставят стрелкой вверх и прозванивают мультиметром первый и третий контакты . Если звуковой сигнал есть, устройство находится в рабочем состоянии. В моделях РТП-1 и РТК-Х желательно проводить визуальный осмотр, потому часто случается замыкание через пластину, которая держит контакты.

Как проверить ДХР и LS-08B

ДХР кладут планкой с клеммами вверх, мультиметром прозванивают между первой и четвертой либо первой и третьей клеммами . LS-08B располагают вверх внутренней стороной, прозванивают между второй и всеми клеммами или третьей и всеми. Там, где они не прозваниваются, необходимо искать неисправность.

Проверка термореле

Если холодильник не хочет включаться, долго не выключается, либо работает без перерыва, причину надо искать в терморегуляторе. Его демонтируют, на контакты насаживают перемычку. Если включение произошло, то проверяют термостат. Деталь опускают в холодную воду, измеряют выходное сопротивление или прозванивают выходы. Если есть сопротивление, либо сигнал отсутствует, термореле меняют.

Пусковое реле имеет несложную конструкцию, поэтому найти и устранить неисправности не трудно. Только нужно делать все аккуратно и точно, потому что от того как будет все сделано зависит работоспособность холодильника. Однако раскрошившийся в процессе работы корпус, особенно там, где крепятся клеммы, или негодный позистор отремонтировать невозможно.