Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Архитектурная мастерская Сергея Эстрина начала работу в 2002 году. Компания занимается архитектурным проектированием и дизайном интерьеров, а также проводит экспертную оценку проектов и консультирует в области архитектуры и дизайна. С момента основания в компании используют Archicad для создания неповторимых интерьеров.

Работы мастерской разнообразны по масштабу и назначению. Но все они объединены внимательным отношением к стилю и эстетике, не исключающими при этом функциональность архитектурных решений.

Среди работ мастерской – Синагога на Большой Бронной в Москве, интерьерные решения для бизнес-центра «Легион-1», офисы для Baker & McKenzie, «Аэрофлот – Российские авиалинии», общественные зоны башни «Евразия» в Москва-Сити и многие другие.

Если проектировать, то в Archicad

Сергей Эстрин, основатель мастерской, начал проектировать в Archicad в период работы в «Моспроекте» у Андрея Дмитриевича Меерсона. В то время программа только набирала популярность в России. Новым и удобным инструментом для архитектора стали библиотечные элементы Archicad.

Основав мастерскую, Сергей Эстрин перенес в свою компанию практику проектирования в Archicad. Сейчас в программе формируется практически вся проектная документация: первичная концепция, дизайн-проект, рабочая документация. Архитекторы работают в команде, используя технологию Archicad Teamwork.

Archicad познаётся в деле

Сотрудники, которые не использовали ранее Archicad, не проходят дополнительного обучения, а знакомятся с программой в процессе работы. Разнообразие проектов и акцент на авторскую архитектуру – гарантия того, что в работе будут появляться новые, часто нетривиальные задачи проектирования. И поэтому процесс самообучения у сотрудников мастерской идет постоянно.

Archicad – среда проектирования с понятной и простой логикой. Хватает испытательного срока в два месяца, чтобы новые коллеги усвоили программу на нужном уровне

Идея – на бумаге, исполнение – в Archicad

Свои проекты Сергей Эстрин начинает с рисунка. Его главными инструментами выступают карандаш и линейка. Когда идея продумана, архитекторы мастерской переносят ручные эскизы в Archicad и детально прорабатывают их в программе.

В одном из проектов – жилом комплексе в Москве – архитекторы мастерской спроектировали практически гигантский арт-объект. От эскизов на бумаге к проработанным в Archicad деталям вырос сложный объем здания со множеством срезов по высоте. Зритель, двигаясь по периметру комплекса, открывает с каждым шагом новые ракурсы на объект.

Скорость и интуитивность – главные достоинства Archicad. Эти качества программы позволяют поддержать творческий замысел архитектора и быстро проверить идеи на «прочность»

Мастерская для архитектуры с характером

«Каждый проект должен, как человек, иметь свой собственный характер, отражающийся в каждой детали», – считают в компании. И поэтому уделяют пристальное внимание не только концепции проекта, но также проработке материалов, цветов, фактур для воплощения идей.

В проекте дизайна интерьеров общественной зоны башни в Москва-Сити архитекторы мастерской предложил концепцию под названием «Лесная симфония». В Archicad были проработаны мельчайшие детали декоративных элементов интерьера. Получилось пространство, напоминающее лесную дорожку, которая освещена струящимся сквозь кроны деревьев светом.

Об архитектурной мастерской Сергея Эстрина

Сергей Эстрин — архитектор, основатель Архитектурной мастерской Сергея Эстрина.
Родился в Москве 21 января 1962 г.
В 1985 году окончил МАРХИ.
1987-1991 гг. – архитектор в бюро А. Д. Меерсона.
1991-1998 гг. – руководил проектными бюро в международных строительных и консалтинговых компаниях.
1998-2002 гг. – руководитель проектной группы «Капитал Груп».
В 2002 году – основал собственную архитектурную мастерскую.

Архитектурная Мастерская Сергея Эстрина успешно проявила себя как в работе над большими архитектурными объектами, так и в интерьерном проектировании. Заказчики АМСЭ — это яркие компании и харизматичные личности, которые имеют прекрасное чувство стиля и работы мастерской подчеркивают их яркую индивидуальность и широкую эмоциональную палитру.
Среди работ мастерской такие объекты, как синагога на Большой Бронной, многофункциональные, торговые и офисные здания в Москве, Новороссийске, Нижнем Новгороде, Нижневартовске, интерьерные решения для бизнес-центра «Легион-1», офисы для компаний Baker&McKenzie, Johnson&Johnson, «Аэрофлот – Российские авиалинии», общественные зоны башнях «Федерация» и «Око» в Москва-Сити, пентхаусы в Москве и Риме.

О GRAPHISOFT

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав Archicad® — первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ — первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ — первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий, и BIMx® — лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

СДЕЛАНО В ARCHICAD: интерьеры архитектурной мастерской Сергея Эстрина

Мастера по созданию эстетики пространства

Архитектурная мастерская Сергея Эстрина начала работу в 2002 году. Компания занимается архитектурным проектированием и дизайном интерьеров, а также проводит экспертную оценку проектов и консультирует в области архитектуры и дизайна. С момента основания в компании используют ARCHICAD® для создания неповторимых интерьеров.

Общественные зоны башни в Москва-Сити

Работы мастерской разнообразны по масштабу и назначению. Но все они объединены внимательным отношением к стилю и эстетике, не исключающими при этом функциональность архитектурных решений.

Среди работ мастерской – Синагога на Большой Бронной в Москве, интерьерные решения для бизнес-центра «Легион-1», офисы для Baker & McKenzie, «Аэрофлот – Российские авиалинии», общественные зоны башни «Евразия» в Москва-Сити и многие другие.

Новые офисы группы строительных компаний

Если проектировать, то в ARCHICAD

Сергей Эстрин, основатель мастерской, начал проектировать в ARCHICAD в период работы в «Моспроекте» у Андрея Дмитриевича Меерсона. В то время программа только набирала популярность в России. Новым и удобным инструментом для архитектора стали библиотечные элементы ARCHICAD.

Основав мастерскую, Сергей Эстрин перенес в свою компанию практику проектирования в ARCHICAD. Сейчас в программе формируется практически вся проектная документация: первичная концепция, дизайн-проект, рабочая документация. Архитекторы работают в команде, используя технологию ARCHICAD TeamworkTM.

ARCHICAD познаётся в деле

Сотрудники, которые не использовали ранее ARCHICAD, не проходят дополнительного обучения, а знакомятся с программой в процессе работы. Разнообразие проектов и акцент на авторскую архитектуру – гарантия того, что в работе будут появляться новые, часто нетривиальные задачи проектирования. И поэтому процесс самообучения у сотрудников мастерской идет постоянно.

«ARCHICAD – среда проектирования с понятной и простой логикой. Хватает испытательного срока в два месяца, чтобы новые коллеги усвоили программу на нужном уровне».

Идея – на бумаге, исполнение – в ARCHICAD

Свои проекты Сергей Эстрин начинает с рисунка. Его главными инструментами выступают карандаш и линейка. Когда идея продумана, архитекторы мастерской переносят ручные эскизы в ARCHICAD и детально прорабатывают их в программе.

«Скорость и интуитивность – главные достоинства ARCHICAD. Эти качества программы позволяют поддержать творческий замысел архитектора и быстро проверить идеи на «прочность».

В одном из проектов – жилом комплексе в Москве – архитекторы мастерской спроектировали практически гигантский арт-объект. От эскизов на бумаге к проработанным в ARCHICAD деталям вырос сложный объем здания со множеством срезов по высоте. Зритель, двигаясь по периметру комплекса, открывает с каждым шагом новые ракурсы на объект.

Читайте также  Флизелиновые обои: как выбирать и клеить

Жилой комплекс в Москве

Мастерская для архитектуры с характером

«Каждый проект должен, как человек, иметь свой собственный характер, отражающийся в каждой детали», – считают в компании. И поэтому уделяют пристальное внимание не только концепции проекта, но также проработке материалов, цветов, фактур для воплощения идей.

Общественные зоны башни в Москва-Сити

В проекте дизайна интерьеров общественной зоны башни в Москва-Сити архитекторы мастерской предложил концепцию под названием «Лесная симфония». В ARCHICAD были проработаны мельчайшие детали декоративных элементов интерьера. Получилось пространство, напоминающее лесную дорожку, которая освещена струящимся сквозь кроны деревьев светом./p>

Об архитектурной мастерской Сергея Эстрина

Сергей Эстрин — архитектор, основатель Архитектурной мастерской Сергея Эстрина.
Родился в Москве 21 января 1962 г.
В 1985 году окончил МАРХИ.
1987-1991 гг. – архитектор в бюро А. Д. Меерсона.
1991-1998 гг. – руководил проектными бюро в международных строительных и консалтинговых компаниях.
1998-2002 гг. – руководитель проектной группы «Капитал Груп».
В 2002 году – основал собственную архитектурную мастерскую.

Архитектурная Мастерская Сергея Эстрина успешно проявила себя как в работе над большими архитектурными объектами, так и в интерьерном проектировании. Заказчики АМСЭ — это яркие компании и харизматичные личности, которые имеют прекрасное чувство стиля и работы мастерской подчеркивают их яркую индивидуальность и широкую эмоциональную палитру.
Среди работ мастерской такие объекты, как синагога на Большой Бронной, многофункциональные, торговые и офисные здания в Москве, Новороссийске, Нижнем Новгороде, Нижневартовске, интерьерные решения для бизнес-центра «Легион-1», офисы для компаний Baker&McKenzie, Johnson&Johnson, «Аэрофлот – Российские авиалинии», общественные зоны башнях «Федерация» и «Око» в Москва-Сити, пентхаусы в Москве и Риме.

О GRAPHISOFT

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® — первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ — первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ — первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий, и BIMx® — лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Сергей Эстрин: «Сложные задачи способствуют появлению остроумных и неожиданных решений»

Основатели и совладельцы бюро АМСЭ Сергей Эстрин и Константин Левин: о драйве и росте, чувствах заказчика и архитектурной пластике, нежелании работать в духе классики и конкурсах.

Архи.ру:
– Двенадцать лет работы мастерской – время достаточное для того, чтобы начать делить свою историю на этапы. Какой этап у вас сейчас?

Сергей Эстрин:
– Первый этап был временем работы с резко разбогатевшими клиентами, каждый из которых хотел ярко показать себя, продемонстрировать свой успех, неограниченные возможности денег и фантазии. И мы с удовольствием включились в процесс. С профессиональной точки зрения – невероятно интересное и творчески безграничное время.

Потом наступил период работы с корпоративными клиентами и международными заказчиками – этап профессиональной организованной работы: стабильные заказы и стабильные доходы от них. Мастерская вырастила своих ГАПов и менеджеров проектов. Знание ими рынка, производителей стройматериалов, подрядчиков и поставщиков позволяет сегодня браться практически за любые задачи и укладываться в любые сроки. Яркий пример тому – работа для группы компаний РЖД: 22 000 м 2 – от эскизного проекта, в который вошло почти 70 визуализаций, – до «рабочки», включающей в себя инженерию. Всё – за пять недель.

Сейчас мы хотим двигаться дальше: кроме продолжения работы в интерьерах, активнее работать в объемах, сохраняя вектор, направленный на образность и эмоциональность наших проектов. И такое движение приносит свои плоды: готов к строительству жилой комплекс в Новороссийске, уже получивший в Лондоне награду Best Architecture Multiple Residence Russia; мы также недавно сделали концепцию жилого комплекса в Астане и очень нестандартную концепцию городского района в Новороссийске. В работе индивидуальные жилые дома под Москвой и на юге России.

Константин Левин:
– За двенадцать лет и мы выросли, и рынок стал более профессиональным, а выросший с ним заказчик – более искушенным. Заказчика, с одной стороны, стало трудно удивить: он многое видел, с другой – он перестал бояться смелых решений, знает, чего хочет, и доверяет архитектору. А доверяя, получает проект, идеально скроенный под его персональные нужды.

– В Вашем портфолио все больше крупных проектов: зданий, планировок. Это результат намеренного желания расширить специализацию или просто обстоятельства так складываются?

С.Э.: Это – намеренное желание держать уровень интереса работы в мастерской на высоте. Именно оно побуждает нас двигаться вперед. Так было всегда: мы проектировали и частные дома, и интерьеры, и синагогу, и исследовательский центр, и институт глазных болезней, и интерьер частного самолета, и комплекс с казино. И практически у каждого проекта масса особенностей: от необходимой сертификации объекта (так было с институтом глазных болезней) или сертификации материалов (для самолета), до физической невозможности реализации в заданные сроки и за заданные деньги (каждый из пентхаусов). И еще ты постоянно должен учитывать самые разнообразные факторы, даже, например, такие, как эффект от продажи квартир в Астане. Казалось бы, он не имеет прямого отношения к нашей работе, но мы вынуждены с ним считаться, и он сильно влияет на результат проектирования. Но все условия и ограничения всегда идут на пользу… За годы работы мы не раз убеждались в том, что безвыходных ситуаций не бывает, а сложные задачи способствуют появлению остроумных и неожиданных решений.

– Между тем, количество масштабных корпоративных интерьеров, которыми славится Ваше бюро, меньше не стало. Как Вы все успеваете?

С.Э.: Нас стало больше. Выросли новые амбициозные ГАПы… А времени мне всегда не хватало. Его не хватает и тогда, когда немного работы и ты ищешь ее, не хватает и тогда, когда нашел и уже должен ее выполнять.

– Сергей, Вы задаете главную тему в каждом проекте? Или у Вас уже есть соавторы, ГАПы которым Вы уже доверяете «насвистеть мелодию»? Насколько ваша мастерская «моно»?

С.Э.: Я участвую в разработке идей каждого проекта. Часто придумываю и прорисовываю идею сам.

К.Л.: У нас авторская мастерская, и именно Сергей определяет то, каким будет проект. Потом подключаюсь я. Есть жесткая отработанная последовательность реализации проекта: каждый этап требует работы определенных людей и их взаимодействия. Все участники, задействованные в процессе проектирования, должны вовремя включаться в работу. Любой недосмотр может привести к финансовым потерям. А мы работаем с крупными капиталовложениями, поэтому в бюро не может существовать принцип свободного доверия: проработал шесть лет и все, мы тебе верим, делай, что хочешь.

С.Э.: Тем не менее, я всегда даю возможность ГАПам сделать свое предложение. И, конечно, все интересное идет в работу.

Читайте также  Тех условия подключения электричества 380 15 квт

– В какой стадии сейчас строительство жилого комплекса в Новороссийске? Удалось ли вам найти материалы и технологии, подходящие для его реализации?

С.Э.: Это один из самых наших любимых и интересных проектов за последние несколько лет. Экспертиза проведена, «рабочка» выполнена. Ждем начала строительства. Не хочется упоминать политическую ситуацию и кризис, но конечно, они не могут не повлиять на проект. Мы только надеемся, что наш комплекс, вопреки ситуации, будет востребован и построен. Мы все вступаем в период смещения приоритетов. Можно предположить, что люди замкнутся и перестанут тратить деньги вообще. А можно предположить, что внимание переключится на «себя любимого», и все неминуемо придут к необходимости создания символов местной гордости внутри России…

– Вы определенно не боитесь сложных форм, взять хотя бы вихрь в атриуме на 1-й Брестской, или аквариум в виде волны в квартире г-на Ш.; стойку ресепшна в виде глаза в институте Johnson&Johnson… Чего вы добиваетесь, экспериментируя с фактурой и формой?

С.Э.: Наш принцип работы в интерьерах – найти яркий образ, выразительный пластичный, скульптурный, какой угодно, но свой для конкретного места и конкретного клиента – как подарок лично ему. Получение чего-то личного, что продолжает нравиться долгие годы, сегодня очень востребовано заказчиком. Современный интерьер – это создание эмоционально насыщенного пространства. Мы не говорим про декорирование, мы говорим про архитектурный интерьер или про интерьер, решенный архитектурными средствами. И если при создании волны мы использовали современную форму, асимметричную композицию и современные технологии, то в вихре на Брестской – классическая композиция, готические в сечении колонны и даже материал очень традиционный – армированный гипс.



– В вашем портфолио также есть примеры проектов в духе классической архитектуры: в Жуковке 2007-го, в Краснодаре 2011-го. Позже эта тема не развивалась. Почему?

С.Э.: Мы сознательно не идем на проектирование в духе классической архитектуры. Все, что нами сделано в классике, сделано по настоянию заказчика, которому мы не смогли отказать. Нам нравится делать для современных заказчиков современную архитектуру. С заказчиком важно быть честным. Мы часто «ведем» заказчика, «заводим» его. Высшее удовольствие – работать, когда заказчик увлечен проектом, ждет с нетерпением, что же мы ему покажем, потом видит нечто неожиданное для себя и говорит, что надо подумать… А потом возвращается уже, как будто перешагнувший какой-то внутренний барьер, готовый на новый подход, прыжок. Начинается драйв, который часто приводит к классным результатам. Так было с Астаной и с Новороссийском. А когда заказчик начинает говорить о том, что привык к классическому стилю (когда же? он во дворце вырос?), и нам нужно собирать архитектуру для «графа Заказчика», что-то не очень верится в его происхождение и потребность именно в классическом окружении. А придумывать архитектуру для несуществующих «благородных» и создавать «родовые гнезда и усадьбы» не очень-то честно и очень неинтересно…

Хотя в поездках мне в первую очередь интересно смотреть старую архитектуру. Сколько умного и красивого сделано!

– Вы много проектируете для Новороссийска: в портфолио есть дом 2007 года, затем – этот непростой объем в криволинейной «сетке», теперь целый район невысоких кварталов. Почему там?

С.Э.: Все проекты идут от одного заказчика. Нам интересно то, что он задумывает и планирует. Мы, видимо, ему интересны своим опытом в бизнес-архитектуре и творческим подходом. Как раз тот случай, о котором мы говорили: у человека драйв, он живет этими проектами, у него на волне проектирования рождаются свои новые бизнес идеи, и процесс идет дальше. Здесь всё вместе: и бизнес расчет, и амбиции, и жажда нового, и технический интерес, да и философский подход, в конце концов.

– Сейчас стало очень популярным работать с общественными пространствами, благоустройством, раскраской фасадов и прочим «архитектурным моудингом». У вас был опыт такой работы в 2011 году для Ведис-груп, вы там нарисовали молнию на фасаде панельного дома. А теперь вы как будто не принимаете участия в общем увлечении благоустройством… Почему?

С.Э.: Благоустройство – отдельная и чрезвычайно интересная тема. Кроме работы для Ведис-груп, мы делали реконструкцию фасадов для Ланита. Еще мы работали над фасадным образом-знаком для зданий, построенных Капитал Груп. Мы с удовольствием возьмемся за благоустройство и в рамках нашего проекта в Астане. Но как отдельное направление работы нашей мастерской мы его не рассматриваем.

Организация ООО «АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ СЕРГЕЯ ЭСТРИНА»

ИНН: 7733150634

КПП: 773301001

ОКПО: 59780996

ОГРН: 1027733020303

ОКФС: 16 — Частная собственность

ОКОГУ: 4210014 — Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно

ОКОПФ: 12300 — Общества с ограниченной ответственностью

ОКАТО: 45283569 — Покровское-Стрешнево, Северо-Западный, Город Москва

Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 71.11 — Деятельность в области архитектуры

Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД:

46.12 Деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами
46.13 Деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами
46.14 Деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами
46.15 Деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными, ножевыми и прочими металлическими изделиями
46.18 Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле прочими отдельными видами товаров
46.19 Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров
47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
47.24 Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах
47.59 Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах
52.10 Деятельность по складированию и хранению
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
68.10 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества
68.10.1 Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества
68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
68.31 Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе
68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе
70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
73.11 Деятельность рекламных агентств
73.20.1 Исследование конъюнктуры рынка
Наименование ИНН Доля Сумма
ЛЕВИН КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ 770474401703 50% 5 тыс. руб.
ЭСТРИН СЕРГЕЙ ГЕНРИХОВИЧ 773200457202 50% 5 тыс. руб.
. показать исторические данные.

Регистрационный номер: 087903019512

Дата регистрации: 16.01.2003

Наименование органа ПФР: Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №9 по г. Москве и Московской области муниципальный район Покровское- Стрешнево г.Москвы

ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 6167750351367

Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 19.11.2016

Регистрационный номер: 771101276177111

Дата регистрации: 25.12.2002

Наименование органа ФСС: Филиал №11 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 8167748418731

Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 09.09.2016

Эксклюзивное интервью с Сергеем Эстриным

Известный российский архитектор, победитель престижных международных конкурсов, владелец собственной архитектурной мастерской, Сергей Эстрин рассказал журналу Casa Ricca о своем творческом пути, источниках вдохновения, знаковых проектах и секретах профессии.

Читайте также  Сечение провода 0 75 максимальная мощность

Casa Ricca: Сергей, расскажите, пожалуйста, как и почему вы для себя выбрали профессию архитектора?

Сергей: Выбор профессии для любого человека очень принципиальный и мучительный вопрос, я по своим детям могу судить. Как определиться на всю жизнь? Мне, возможно, было несколько проще, чем другим, у меня дедушка был архитектором. Он вместе с Щусевым работал над проектом гостиницы Москва и многие внутренние залы были сделаны им, а у меня остались его акварельные эскизы. Я его, правда, не застал – он погиб в сталинское время. Но в семье осталась некая архитектурная атмосфера, сохранились книги и альбомы.

Эстрин Сергей, Эстрин Яков Львович (фото из семейного архива)

А когда я учился в седьмом классе, мы с отцом поехали в Ленинград, где на меня обрушился поток невероятно красивых зданий, парков, перспектив, каких-то случайных ракурсов. Это что-то задело внутри и пробудило мощный подростковый интерес к архитектуре. Захотелось увидеть все существующее в то время в библиотеках на эту тему – пусть даже в черно-белом варианте. Именно впечатление от Ленинграда показало возможность получения чувственного удовольствия от той красоты, которую создают архитекторы. И профессия архитектора мгновенно выделилась среди всего остального. Потому что мама врач, отец – инженер-строитель с замечательными изобретениями, медалями ВДНХ. Это могло бы быть мне интересно и вдруг архитектура.

Casa Ricca: Когда вы поняли, что архитектура – призвание, как дальше сложилась судьба?

Сергей: Путь к профессии был довольно-таки сложный. По мере взросления у меня всегда были учителя, которых я безумно уважал, любил и сейчас к ним отношусь замечательно, но с ними у меня сложилась совершенно парадоксальная ситуация. Я ходил рисовать в Дом пионеров, где преподавал чудесный художник и учитель Юрий Степанович Шибанов. Ну, я как-то лениво так рисовал, без всякого удовольствия, а сам процесс общения мне очень нравился. По окончании школы у меня была золотая медаль, и в какие-то институты я мог пойти просто так, а в МАРХИ все равно нужно было сдавать профильные экзамены. И вдруг он мне говорит: «Сереж, иди ты лучше в МИСИ, ну нет у тебя способностей». Это конечно серьезный удар от уважаемого тобой человека. Я, тем не менее, поступил в МАРХИ, учился на ЖОСе и работал на кафедре по архитектурным проектам. Там у меня был великолепный руководитель, тоже учитель, Дмитрий Георгиевич Олтаржевский, из старого поколения. Он получил образование во Франции. Он племянник Олтаржевского, который построил Киевский вокзал и сделал первый план ВДНХ, а также массу других зданий. И сам Олтаржевский построил много театров, и просто чрезвычайно интересный человек, которого я очень любил и уважал. Когда я заканчивал институт, это был первый год с возможностью по баллам, полученным в дипломе, выбирать организацию, в которой ты будешь работать. Я был вторым на курсе. И вот к Олтаржевскому прихожу и спрашиваю: «Дмитрий Георгиевич, а вот куда бы мне можно было пойти?» Он говорит: «Ну, лучшая мастерская в Москве – это мастерская Андрея Дмитриевича Меерсона. Но, Сереж, понимаешь, там такие способные ребята – тебя туда не возьмут». Это был второй серьезный удар, я еще первый хорошо помнил, но решил — не страшно, разберемся. Тем более я с удовольствием пошел работать к Кубасову Владимиру Степановичу, так как, на мой взгляд, это были две основные, самые творческие мастерские Москвы. Позже меня переманили к Меерсону, так что все встало на свои места.

Casa Ricca: Прошли годы. Сейчас вы можете сказать какими качествами должен обладать архитектор и, более того, руководитель собственного архитектурного бюро?

Сергей: Очень важный вопрос для любого архитектора, потому что специфика профессии такова, что мы в любом случае очень часто себя чувствуем руководителями — мы ведем проект, мы его придумываем, чувствуем, завершаем. Поэтому из качеств, безусловно необходимых для архитектора, можно назвать очевидные: и талант, и способности, и профессиональная подготовка, и умение ее совершенствовать, использовать, и способность выразить свою мысль, и донести ее до заказчика, оппонента, и настоять на своем решении. Но вот по мере приобретения опыта с годами понимаешь, что одно из самых важных качеств – это все-таки стрессоустойчивость и возможность адекватно воспринимать достаточно регулярные сложности в профессиональной жизни. Быть философски готовым к ним. Да, жизнь такая, что эти трудности возникают с определенной регулярностью, и в этом нет ничего страшного – это как часть жизни. Слишком много людей, слишком много специальностей задействовано в процессе: генподрядчики, субподрядчики, инженеры, административные лица, разные заказчики или ветви этого заказчика, твои сотрудники. А в сумме в этой машине всегда что-то может не правильно прокрутиться, дать какой-то сбой. Поэтому понимание того, что ничего страшного не происходит, что изо всех этих ситуаций всегда есть выход – это то качество, которое должно быть у каждого архитектора. В противном случае он становится, наверное, истериком, что очень вредит такому сложному и затратному процессу, как архитектура и строительство.


Casa Ricca: В чем, по-вашему, заключается миссия профессии архитектора?

Сергей: Я уверен в том, что архитектор не может изменить жизнь. Но архитектор может сделать ее красивой и замечательной для конкретных людей, не меняя их принципиального образа жизни.

Casa Ricca: В чем вы, как человек творческой профессии, находите вдохновение для своих новых проектов?

Сергей: Так же как и у большинства людей на вдохновение может оказать влияние любое яркое впечатление – форма, предмет, пейзажный вид, вспышка молнии. Идеи приходят в разное время и в разных местах. Я только знаю, что просто сидеть и ждать вдохновения – это бесполезно. Нужно себя заставлять думать и концентрироваться в определенном направлении, желательно в той задаче или задачах, которые сейчас стоят перед тобой. И тогда степень концентрации и внимания резко повышаются, а шанс придумать какую-то идею возрастает. Хотя все-таки это может произойти далеко не всегда.

Casa Ricca: Три года назад ваш проект «Волна» завоевал премию на престижном международном конкурсе International Рroperty Аwards в Лондоне. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось приручить стихию воды? В чем была основная идея этого интерьера?

Сергей: Ну, это как продолжение предыдущего вопроса, что хорошая идея или возникает или нет. В данном случае совпала определенная программа или задача, поставленная заказчиком, с простым и мощным образом. Сказать, как возникла эта мысль сложно, но как-то рука пошла, нарисовала и это ощущение волны, смывающей все проблемы на фоне города, простая яркая идея, нашла вот такое воплощение. Все, больше ничего не нужно для проекта, который действительно в результате стал лучшим в Европе в своей категории, что было очень приятно.