Сброс воздуха из системы отопления многоквартирного дома

Как выгнать воздух из труб отопления?

При попадании в систему отопления воздуха эффективность её работы в той или иной степени снижается, так как газ занимает определённый объём трубопровода, предназначенный для теплоносителя. Таким образом, воздух в трубах отопления – вредный фактор, и его необходимо стравить как можно быстрее.

Рассмотрим ситуацию с воздушной пробкой подробнее, чтобы, столкнувшись с этой распространённой проблемой, знать, как выгнать воздух из труб отопления быстро и эффективно.

Причины образования воздушных пробок в системе отопления

Воздух в отопительный трубопровод может попасть сразу в достаточно большом объёме, а может накапливаться постепенно, но в обоих случаях из него формируется пробка, снижающая эффективность отопления в квартире. Существуют источники поступления воздуха в систему, не зависящие от потребителя, но есть и такие, которые можно предотвратить. Перечислим их.

  • Негерметичность трубопровода, обуславливающая затягивание в него воздуха в под действием эжекции.
  • Поступление воздуха при производстве текущего ремонта отопления.
  • Неисправные воздухоотводчики (устройства для стравливания воздуха из системы).
  • Разрушение мембраны в расширительном бачке мембранного типа, используемых в закрытых контурах отопления
  • Накопление в системе кислорода, растворённого в поступившей свежей воде, особенно холодной.
  • Понижение уровня воды в расширительном бачке ниже допустимого предела в результате испарения.
  • Слишком быстрое заполнение системы водой, когда воздух из радиаторов не успевает вытесняться теплоносителем.
  • Значительные перепады давления теплоносителя в системе центрального отопления, когда вода из контура уходит в магистраль, где давление ниже.
  • Отключения центрального отопления с уходом теплоносителя при производстве аварийного ремонта наружных магистралей.

Для образования воздушной пробки, кроме источника поступления воздуха, необходимы ещё и условия для этого:

  • не правильно выполненный уклон трубопровода;
  • большой шаг крепёжных кронштейнов на стене с провисанием пролёта;
  • неисправность воздухоотводчиков или их отсутствие.

Важно! Для образования воздушной пробки достаточно наличия одного из перечисленных путей поступления воздуха при действии любого из необходимых условий.

Влияние пробки на функционирование системы отопления

Воздух, попав или скопившись в трубе отопления, образует пробку, частично или полностью препятствующую нормальной циркуляции теплоносителя. Даже если циркуляция по контуру продолжает осуществляться, радиатор, заполненный водой не полностью, теряет в площади теплоотдачи и, соответственно, в эффективности работы.

Внутренняя поверхность трубопровода, если материал труб – сталь, в месте нахождения пробки начинает окисляться из-за контакта с кислородом воздуха. К значительному уменьшению толщины стенки это не приведёт, но окалина будет отслаиваться и оседать в проблемных участках трубы, уменьшая её просвет и приближая ситуацию, когда систему нужно будет полностью продуть, как прочищают дымоход при чрезмерных наслоениях сажи.

Движение теплоносителя через завоздушенные участки трубы, имеющие меньший просвет, сопровождается периодическим скрежетом, стуком и вибрацией контура.

В контурах с циркуляционным насосом и простой конфигурацией профиля воздушная пробка может циркулировать вместе с водой и, проходя через помпу, подвергать её кратковременному воздействию эффекта «сухой» работы. Одно- двухразовый такой эпизод не выведут насос из строя, но многократное его повторение чревато выходом из строя подшипников.

Диагностика контуров отопления на наличие воздушных пробок.

Наличие пробки в системе отопления обычно выявляется при анализе возможных причин недостаточной эффективности обогрева жилья. Завоздушенность радиаторов диагностируется ощупыванием – холодные участки укажут на присутствие воздуха. Осмотр трубопровода тоже прост, если он не обустроен теплоизоляцией или декоративными элементами, в противном случае необходимо снять все оболочки.

Простукивание системы в этом случае мало эффективно – не покажет чёткой границы воздуха с водой, а тон стука зависит не только от содержимого трубы, но и других факторов – длины пролёта, толщины стенки в данном месте и т. д.

Определив место расположения воздуха в системе, принимают решение, как именно спустить воздух с труб отопления.

Способы удаления воздуха из трубопровода

В современных системах отопления ещё на стадии проекта присутствуют штатные средства для стравливания воздуха — воздухоотводчики, автоматические или ручного применения, поэтому при правильном монтаже и укомплектовании отопительного оборудования продуть воздушную пробку не составляет труда.

Если отопление смонтировано открытым контуром, то воздух из него можно спускать через расширительный бачок, являющийся самой высоко расположенной точкой системы – открывается кран подачи, и газы из трубопровода будут вытеснены теплоносителем в бак, что проявится выходом туда пузырей воздуха. После этого уровень воды в бачке доводится до нормы.

Важно! Труба подачи воды монтируется в сторону стояка расширительного бака с уклоном вверх.

В закрытых контурах с принудительной циркуляцией возможность сброса воздуха обеспечивается следующим образом:

  • трубы подачи горячего теплоносителя монтируются от главного стояка к удалённым с уклоном вверх, обеспечивая выделяющемуся из воды воздуху попутное воде движение;
  • в самой верхней точке трубы подачи монтируется воздухоотводчик.

В трубопроводе такой конструкции возможность продуть пробку теплоносителем обеспечивается также и другими воздухоотводчиками, устанавливаемыми в верхних точках других участков сети.

При необходимости ремонта опорожнение системы производится через обратный трубопровод, устраиваемый с уклоном, величина которого обеспечивает полный слив воды.

Устройство воздухоотводчиков

Устанавливаются они в критических точках – как правило, самых высоких местах пролётов трубопровода и в верхней части радиаторов.

По способу экслуатации воздухоотводчики производятся двух видов:

  • ручного управления – запорный клапан игольчатой конструкции (в обиходе — «кран Маевского»);
  • автоматические.


Клапаны сброса воздуха из системы отопления бывают разными также по размерам, конструкции и материалам исполнения, но их назначение общее – вывод газов.

Важно! На алюминиевые радиаторы воздухоотводчики устанавливаются в обязательном порядке, так как вода в контакте с этим металлом разлагается на составляющие, одна из которых – водород, который взрывоопасен при смешении с кислородом или воздухом в определённых пропорциях. Если при этом отопление – газовое, то ситуация усугубляется.

Автоматические клапана сброса воздуха производятся для установки на трубопроводы и радиаторы, просты конструкционно и удобны в эксплуатации, могут быть прямого исполнения или угловыми, при этом превосходят по цене устройства ручного действия не значительно. Диапазон цен продукции таких известных производителей, как Danfoss, Wind или Valtec, составляет $5-15.

Важно! Автоматический клапан сброса, не зависимо от конструкции, всегда устанавливается так, чтобы его колпачок (выпускное отверстие) был направлен вверх.

Воздухоотводчики ручного управления – это примитивное по конструкции, но надёжное устройство выпуска воздуха из системы, устанавливаемое в основном на радиаторы отопления в верхней их части. Модели могут отличаться размером монтажной резьбы и дизайном.

Устройство характеризуется простотой эксплуатации – открывается обычной отверткой, а его спускное отверстие при помощи регулировочного барашка можно направить в направление, удобное для приёма воды в конце операции.

Стравливание воздуха производится при включенном отоплении, когда давление в системе достигло рабочей величины. После плавного открытия крана Маевского из сливного отверстия сначала пойдёт воздух, затем холодная вода, и так попеременно. Спуск прекращают, когда из отверстия пойдёт горячий теплоноситель постоянной температуры без воздуха, и клапан закрывают.

Нештатные способы удаления воздушной пробки

Встречаются ситуации, когда шаг опор трубопровода значителен, и труба провисла на пролётах, образовав волнистый контур с куполами-пазухами без воздухоотводчиков. Воздух в таких трубах отопления скапливается в пазухах, что делать?

Если трубопровод малого диаметра, то под него устанавливают дополнительные опоры, чтобы выровнять профиль. После этого газ из пазух будет вытеснен водой, и его удаляют через расширительный бачок или воздухоотводчики.

Если же трубопровод значительного диаметра (50 – 100 мм), да ещё и стальной, то выравнивание его профиля – очень трудоёмкий процесс. В таких случаях в верхнюю часть «купола» трубы вкручивают до упора самосверлящий винт с уплотнительной прокладкой, после чего чуть выкручивают его для стравливания воздуха и вновь закручивают до упора.

Как вручную спустить воздух из системы, если давление теплоносителя высокое

В этой ситуации необходимо предварительно перекрыть вентиль подачи воды в систему и выпустить пробку стандартным способом, но открывая клапан Маевского медленно, не допуская резкого выброса газа или воды.

Что делать, если ручной воздухоотводчик не отворачивается

Если резьбовое сопряжение спускного винта прикипело, и он не отворачивается, необходимо капнуть на него керосином, тормозной жидкостью или брызнуть специальным средством WD-40. Выждав необходимое время, винт осторожно обстукивают молотком и поворачивают ключом.

Заключение

Если система отопления проектируется в соответствии с современными техническими требованиями, то удаление воздушной пробки, значительно снижающей КПД системы отопления, не представляет труда. Но, даже если ухудшение качества обогрева не наблюдается, необходимо периодически проводить диагностику трубопровода и вспомогательного оборудования, что предотвратит превращение мелких проблем в значительные.

Как удалить воздух из системы отопления

Вопреки расхожему мнению, наличие воздуха в закрытых системах, в которых циркулирует теплоноситель (отопление, охлаждение и т.п.) может вызвать серьёзные сбои и повлечь за собой большие проблемы. Помимо газов, входящих в состав воздуха, то есть кислорода, азота, аргона и углекислого газа, в системе отопления также можно обнаружить элементы, которые образуются в результате коррозии или химических реакций, например, метан, водород и сероводород.

В этой публикации мы рассмотрим наиболее распространенные причины завоздушивания системы и методы его устранения.

Проблема скопления воздуха в системе

Воздух может поступать в систему различными путями и может существовать в разных формах, но он практически всегда негативно влияет на работу системы. В жидкости могут образовываться мельчайшие пузырьки воздуха, которые в некоторых случаях полностью блокируют поток воды, создавая так называемые воздушные пробки.

Другая проблема — это растворённые газы, которые содержатся в воде естественным образом. При благоприятных условиях (падение давления или повышение температуры) они превращаются в микропузырьки. Воздух может попасть в систему в результате диффузии (проникновения) через стенки труб, особенно пластиковых и не имеющих антидиффузионного слоя.

Читайте также  Почему гудит циркуляционный насос в системе отопления?

К сожалению, системы центрального отопления во многих домах как раз построены из некачественных труб, в которых это явление не является чем-то необычным. Само собой, это приводит к тому, что воздух непрерывно попадает в теплоноситель, затрудняя работу всех компонентов системы.

Почему в системе отопления может накапливаться воздух?

Несмотря на герметичность и серьёзные защитные меры в современных отопительных системах, они регулярно заполняются газом.

Вот самые распространенные причины:

  • при проектировании трубопроводов было допущено нарушение угла наклона;
  • отдельные элементы отопительной конструкции неплотно соединяются друг с другом;
  • сбой работы воздухоотводчика;
  • распространение коррозии повлекло проблемы с герметизацией;
  • вода слишком быстро поступает в трубопровод, что привело к образованию микропузырьков, скапливающихся внутри конструкции;
  • последствие ремонта, во время которого произошла непредвиденная разгерметизация, а соответственно и проникновение воздуха.

Методы удаления воздуха

Существует множество устройств, направление работы которых — снижение уровня насыщенности газами в воде. Некоторые централизованно абсорбируют воздух, скапливающийся в системе. Другие работают «точечно», что более эффективно при работе с крупными системами. Мы предлагаем вам три основных способа провести деаэрацию.

Вентиляционные отверстия

Вывод пузырьков воздуха через вентиляционные отверстия, расположенные на верхних концах стояков и в тех секциях трубопровода, в которых активно скапливается воздух.

Можно использовать как ручные, так и автоматические воздухоотводчики, которые выполняют функцию вентиляции, просто сбрасывая газовые накопления из вентиляционной камеры. Деаэрация установки в данном случае происходит автоматически и в непрерывном режиме.

Однако ручных и автоматических вентиляционных отверстий часто недостаточно, чтобы полностью очистить систему от газовых скоплений, поскольку они эффективно удаляют только крупные пузырьки воздуха, в то время как основной проблемой для большинства систем является скопление микропузырьков, которые нередко даже не видны невооруженным глазом.

Вакуумный деаэратор

Не менее эффективным устройством для разделения газов (причём не только в виде свободных пузырьков газа и микропузырьков, но и уже растворенных в жидкости), является вакуумный деаэратор.

Мы помним, что воздух (смесь множества газов) выпадает в осадок во всех точках система, в которых фиксируется повышение температуры (эффект быстро нагретой воды) и падение давления (эффект открытия бутылки с газированным напитком).

Но что если газы растворены в воде? Для абсорбирования газа в воде на рынке доступны специальные вакуумные дегазаторы, конструкция которых намеренно создает условия для образования микропузырьков растворенных газов.

Сепараторы

Последний способ — удаление воздуха с помощью сепараторов. Это устройство представляет из себя небольшой железный цилиндр, оснащенный воздухоотводчиком, вентилем для выброса газа и специальным механическим разделительным элементом, который «отфильтровывает» поток воды от микропузырьков и частиц шлама, функционируя одновременно как воздухоотводчик, фильтр и деаэратор.

Преимущество сепараторов также в том, что они надежны, долговечны, имеют простую конструкцию и не требуют обслуживания.

На место установки сепаратора влияют внешние условия. Вспоминаем газовый закон Генри: «Газ будет растворяться в жидкости до тех пор, пока существует баланс между парциальным давлением газа и давлением в жидкости». Таким образом, чем выше температура и ниже рабочее давление, тем эффективнее будет происходить процесс деаэрации.

Хотя такая ситуация возникает крайне редко, но следует помнить, что размещение сепаратора в зоне всасывания может привести к тому, что динамическое давление в системе достигнет нуля или даже отрицательных значений.

Речь идет о рабочем диапазоне, включающем всасывающую сторону циркуляционного насоса. В таком случае сепаратор будет не только делать свою непосредственную работу, но также всасывать воздух из атмосферы. Чтобы не допустить такого развития событий, рекомендуется увеличить расстояние до помпы.

Сепараторы воздуха чаще используются в более крупных установках, характеризующихся быстрыми перепадами температуры, например, в каминах с водяной рубашкой. Их устанавливают в местах с повышенной температурой, где воздух чаще всего выпадает в виде микропузырьков, например, в каналах приточной вентиляции, прямо за камином.

Степень очистки водяных потоков при использовании сепараторов намного выше, но и метод сборки отличается . Чтобы очистить максимальное количество отложений, рекомендуется размещать сепаратор за гидравлической муфтой или смесительным клапаном, несмотря на падение температуры.

Резюме

Подводя итог, можно сказать, что относительно тривиальная проблема с накапливающимся воздухом в системе отопления может иметь очень серьезные последствия. Поэтому ещё на этапе установки следует подумать о том, чтобы потратить несколько тысяч рублей на адекватную систему фильтрации, потому что в случае реального сбоя вы гарантированно потратите намного больше на устранение проблемы.

Видео-советы по развоздушке системы отопления частного дома

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Как проводится гидропневматическая промывка системы отопления

Промывка системы отопления жилого дома: необходимое оборудование и пошаговый процесс

Двухтрубная система отопления: все нюансы, которые нужно знать

Однотрубная система отопления — оптимальный выбор для небольших домов

Какую незамерзающую жидкость выбрать для системы отопления?

Обратный клапан для отопления — обеспечение стабильной работы системы

Как выгнать воздух из системы отопления

Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.

Чем грозит воздух в системе отопления

Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

Причины появления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
  • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

Скапливаться воздух может в изгибах труб

  • Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.
  • Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.
  • Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

    Устанавливаем клапана для сброса воздуха

    Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

    Воздушный клапан Маевского

    Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

    Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

    Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

    Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

    При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

    Автоматический клапан сброса воздуха

    Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

    Принцип работы автоматического спускника такой:

    • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
    • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
    • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

    Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

  • Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
  • По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
  • Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
  • По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

    Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

    Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

    Чистка от солей

    Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

    Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

    Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

    Как избавиться от воздушной пробки

    К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

    Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.

    Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

    Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

    Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

    Как выгнать воздух из системы отопления радиатора

    Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.

    Чем грозит воздух в системе отопления

    Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

    Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

    Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

    В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

    Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

    Причины появления

    Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

    • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
    • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
    • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

    Скапливаться воздух может в изгибах труб

  • Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.
  • Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.
  • Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

    Устанавливаем клапана для сброса воздуха

    Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

    Воздушный клапан Маевского

    Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

    Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

    Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

    Устройство для отвода воздуха из радиаторов

    Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

    При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

    Автоматический клапан сброса воздуха

    Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

    Принцип работы автоматического спускника такой:

    • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
    • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
    • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

    Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

  • Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
  • По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
  • Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
  • По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

    Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

    Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

    Чистка от солей

    Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

    Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

    Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

    Как избавиться от воздушной пробки

    К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

    Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.

    Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

    Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

    Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

    Удаление воздуха из водяных систем отопления

    Здравствуйте, друзья! Если в систему отопления попадает воздух, то функционировать она не будет или тепло будет подаваться в помещения не в полном объёме. От воздушных пробок необходимо избавляться. Как же получается так, что воздух попадает в трубы или в радиаторы? Происходит это в силу ряда причин.

    Воздух в магистраль отопления попадает при разгерметизации системы отопления. Это может произойти при ремонтных работах, как в стояках, так и во всей системе. Если проводились работы с радиаторами, их меняли на другие, то в систему тоже попадает воздух. Перед тем как начать отопительный сезон, проводят опрессовку и промывку труб, делают это зачастую халтурно, в результате чего происходит завоздушивание.

    Предположим, вы решили поменять стояк или трубы, в этом случае произошло нарушение герметичности внутренней системы отопления, что привело к образованию воздушных пробок. Попадание кислорода неблагоприятно скажется на износе всех составляющих отопительной сети. В первую очередь это касается стальных труб и стальных радиаторов.

    Чтобы стальные приборы отопления и трубы не коррозировали из-за присутствия в воде кислорода и углекислого газа, а обогрев помещений работал эффективно, воздух необходимо из труб удалять. Для этого в квартирах на последних этажах устанавливают клапаны, с помощью которых и выводится воздух. В частных домах можно в радиаторах установить краны Маевского, которыми пользуются не одно десятилетие, или прибегнуть к инновациям и установить механический сепаратор воздуха.

    Краны Маевского устанавливаются на радиаторах, и с их помощью можно самостоятельно стравливать воздух из системы обогрева.

    Закручивать туго этот кран не стоит, чтобы не повредить резьбу. Краны можно установить на верхнем этаже вашего дома, в самой высокой точке отопительной системы. В этом случае нет необходимости работать с каждым радиатором по стравливанию воздуха. Достаточно будет воспользоваться только верхним краном.

    Кроме кранов Маевского можно установить сепаратор воздуха, который удаляет воздух, находящийся в воде в растворённом виде. Такой сепаратор устанавливают в систему отопления вместе с фильтром, который задерживает ржавчину и другие грязные накопления. Приобретение это выгодное, потому что вы покупаете один аппарат с двойным действием.

    Ещё одно приспособление для отвода воздуха – это автоматический воздухоотводчик.

    Вода поступает в данное устройство и поплавок, который в нём находится, выталкивает воздух через специальное отверстие. Воздух выходит, клапан закрывается. В этом случае самому человеку ничего не надо делать. Система всё сделает за него.

    7 комментарий на « Удаление воздуха из водяных систем отопления »

    Денис, не можем разобраться с системой ГВС. В некоторые стоянки периодически попадает воздух. В верхней точке установили воздухоотводчики, но они не всегда справляются.

    Вопрос. Как воздух попадает в систему ГВС? Система отопления — открытая.

    Второй вопрос. При использовании душа в ванной комнате и одновременном смыве бачка в туалете резко меняется температура воды. Грешили на смесители, после замены та-же история. В чем проблема?

    Третий вопрос. Все также ГВС. Есть пара стояков, в разных подъездах, где ГВС периодически становиться холодной и через какое-то время сама нагревается, при этом воздух в системе не обнаружен. По одному из этих стояков происходят странности с ХВС. Она периодами становиться горячей.

    Рассчитываю на Ваш большой опыт. Подскажите, где искать?

    Андрей, воздух в систему может попадать через неплотности. Этом может быть и часто бывают неплотности в магистральных трубопроводах теплосети. Тем более, если у вас система ГВС открытая, то воздух попадает сначала в систему отопления, а затем уже в систему ГВС.

    По второму вопросу даже не знаю, что и сказать, Андрей, никогда не сталкивался с такой ситуацией. Мой сайт сейчас посещают много людей, в том числе и отличных специалистов, может кто то и сталкивался с такой проблемой и знает как ее разрешить.

    Касаемо третьего вопроса, то думаю, где то у вас есть переток между холодной и горячей водой. Возможно, где то перемычку сгородили. Думаю, надо по всей разводке этих стояков пройтись и проверить. Раньше такие перетоки происходили через смесители старого образца типа «елочка», но сейчас я практически такого не встречаю.

    Надеюсь, на сайте найдётся специалист, который сталкивался с проблемой, описанной во втором вопросе. Буду благодарен за совет.

    Андрей. Подобное ( изменение температуры воды в душе) происходит в моей отдельно взятой квартире. Причина простая. При расходе холодной воды больше какого-то значения, её просто не хватает на душ и наполнение бачка унитаза. Горячая вода подаётся без изменений. Изменяется температура смеси холодной и горячей воды. У меня это стало проявляться после установки счётчиков воды, сечение трубы изменилось,максимальная скорость протока уменьшилась.

    Добрый день! Можно ли вручную спускать воздух из автоматического воздухоотводчика (как, например, у крана Маевского), поскольку есть подозрения, что он вообще не работает? Предусмотрено ли что-нибудь для этого в автоматических воздухоотводчиках, какой-нибудь вентиль и т.п.?

    Здравствуйте, Дмитрий! Вентиля для того, чтобы вручную спускать воздух на автоматическом воздухоотводчике нет. Если есть подозрения, что воздухоотводчик не работает, то советую снять его, разобрать. Основных неисправностей у автоматического воздухоотводчика две: либо забивается игла в клапане, либо выходит из строя, изнашивается кольцо уплотнения. В обоих этих случаях воздухоотводчик начинает течь. То есть, вероятно, это не ваш случай. Проверьте также, чтобы колпачок на воздухоотводчике был закручен не конца, приоткрыт. Колпачок должен быть накручен, но не затянут. Иначе воздухоотводчик нормально работать не будет.

    Здравствуйте. Купили квартиру в строящемся многоквартирном доме, скоро дом будет сдан. У нас последний этаж. Система отопления сделана из металлических труб. Возле каждого радиатора стоит автоматический клапан для спуска воздуха из системы.

    Подскажите пожалуйста, не нарушены ли какие-либо нормы? Мне кажется, что такая вещь как клапан для спуска воздуха должна находится на нейтральной территории (подъезд, техэтаж), а не в квартире.