Как починить чугунную батарею отопления?

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

  1. Особенности ремонта чугунной батареи
  2. Почему может сломаться чугунная батарея
  3. Способы ремонта чугунных батарей отопления
  4. Как отремонтировать чугунную батарею отопления
  5. Советы профессионалов
  6. Заключение

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Почему может сломаться чугунная батарея

Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

  1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины.
    От гидроудара способна треснуть стенка секции
  2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
  3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами.
    Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
  4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
  5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

Способы ремонта чугунных батарей отопления

Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

  1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций.
    Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
  2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
  3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность.
    Холодная сварка поможет быстро устранить течь

Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

Как отремонтировать чугунную батарею отопления

Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора

Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

  1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
  2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
  3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Заключение

Ремонт чугунных радиаторов отопления в одиночку сложно выполнять, если требуется полная разборка. Проблема связана с большим весом и хрупкостью чугуна. Оптимально пригласить помощника или доверить работу наемным специалистам.

Как устранить течь без опасных последствий: ремонт чугунных радиаторов отопления

Чугунные радиаторы считаются классикой водяного отопления: с момента изобретения в 1857 году по настоящее время они используются во многих домах и квартирах.

Читайте также  Как подобрать ИБП для насоса отопления?

Коррозионная стойкость, высокая теплопередача, небольшое гидравлическое сопротивление, тепловая инертность — качества, обеспечивающие спрос на эти изделия.

Радиаторы из чугуна имеют секционную конструкцию. Оснащаются запорными устройствами, заглушками, пробками, ниппелями, прокладками.

Изделия отличаются большим весом, крепятся на специальные настенные кронштейны, но выпускаются и напольные батареи на ножках. Нагреватели обеспечивают комфортный режим: до 35% тепла передаётся способом излучения, остальное — конвекцией.

Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления

Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.

Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.

Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:

  • Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
  • Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
  • Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.

За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.

Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.

  • Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.

Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками

Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:

  • металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
  • для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
  • для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
  • растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
  • один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
  • бинт или полоски ткани;
  • гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
  • ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.

Внимание! При экстренном ремонте вместо хомута используется кусок тонкой резины, вырезанный из автомобильной камеры или эластичного резинового бинта и проволока для фиксации.

Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников.

Фото 2. Приготовление раствора для промывки чугунного радиатора, в него добавляются сода и лимонная кислота.

Ремонт и чистка при протечке батареи

Действия по устранению дефекта зависят от его локализации и серьёзности поломки. Во всех случаях ремонт начинается с подготовки рабочего места.

Внимание! Если течь значительная, вызывайте аварийную бригаду. Попытки стянуть хомутом трещину под давлением опасны для здоровья, поскольку могут привести к разрыву радиатора.

Последовательность работ при ремонте стыков секций:

Если для ремонта стыка чугунных радиаторов вместо хомута используется резина, намотайте её на область протечки и стяните проволокой при помощи пассатижей.

Справка! Хомут без предварительного нанесения герметика используется для быстрого устранения незначительной протечки. Прорезиненая основа обеспечивает герметичность соединений.

Если свищ образовался на чугунной поверхности, для ремонта на зачищенное и обезжиренное место нанесите холодную сварку методом вдавливания. Нестандартный вариант решения проблемы — вбейте в отверстие деревянную пробку или вкрутите саморез, сверху замажьте герметиком.

Как выполнить ремонт чугунного радиатора отопления своими руками?

Время использования чугунных радиаторов отопления настолько длительное, что жильцы считают, что так и должно быть, поэтому при появлении утечки или свища в стенке устройства, бросаются в панику, не понимая, что им предпринять. Особенно неприятен тот факт, если неисправность возникла в момент заморозков. Но в межсезонье нельзя оставлять равнодушно относиться к отопительным элементам. Обычно профилактические работы, выполняемыми мастерами теплосети, позволяют обнаружить наличие грязи или утечек в устройстве. Специалисты подготовили для вас простые варианты устранения утечки в чугунной батарее отопления.

  • Конструкция чугунных радиаторов
  • Частные неисправности и их признаки
  • Первые признаки поломки
  • Устранение свища

Конструкция чугунных радиаторов

Данный тип отопительных устройств состоит из отделений. Старые модели сегодня производятся в форме гармошек, а вот новые отличаются плоской внешней панелью, позволяющей получить равномерный прогрев всей площади. При работе оборудование применяется два вида теплоотдачи:

  • излучение составляет 30% тепла. Оно не просто греет воздушные потоки, а передает тепло ближайшим предметам, обеспечивая помещение качественным прогревом;
  • конвекция, выполняемая батареей отопления, снабжает комнату постоянными воздушными массами и составляет 75% отдачи тепла.

Конструкция чугунной батареи, несмотря на внешние изменения, осталась такой же. Она состоит из:

  • заглушек,
  • запорных устройств,
  • пробок,
  • сердечника и терморегулятора,
  • контрагаек,
  • ниппелей и прокладок.

Даже если чугун отличается высокой надежностью сред других материалов, у него все равно есть свой лимит. Обычно время эксплуатации чугунных радиаторов составляет 30 лет, при хорошем уходе и благоприятных условиях работы – до 100 лет. Зато элементы, соединяющие секции друг с другом, чаще подвергаются поломкам. При регулярных гидроударах они могут расшататься или деформироваться. Наблюдается течь между ячейками чугунной батареи, которая, если не устранить в срок, может быть серьезной причиной аварии или угрозы для здоровья и жизни человека. Чтобы этого не случилось, необходимо проверить состояние чугунных радиаторов после завершения сезона отопления. При этом можно выявить совершенно разные неполадки в системе отопления.

Частные неисправности и их признаки

Несмотря на то, что чугун устойчив несовершенству теплоносителя центрального отопления, а батареи из него образуют широкие каналы, чтобы в них не скапливалась грязь, проблемы могут появиться даже у них. При этом металл не знает, что такое износ. Причиной может быть свищ, который образовался в стенах батареи, или разрыв самого устройства. На это валяют следующие факторы:

  • все знают большие габариты и массу чугунных радиаторов. Если при установке конструкции были применены хрупкие кронштейны или их было мало, то со временем установка может просесть или наклониться. Даже маленькие отклонения на пару миллиметров уменьшит продуктивность работы оборудования. А если перекосом ничего не делать, то через несколько нет в зоне отсутствия теплоносителя, образуется коррозия. Сначала это будет маленькое коричневое пятно, которое будет расти с каждым сезоном отопления, пока на его месте не появится свищ. Долгим сроком службы обладают как старые, так и новые модели чугунных радиаторов, но при условии, что они установлены в контур многоквартирного здания не выше 6 этажей. Если теплосеть надежная и нет сильных гидроударов, то их можно монтировать в девятиэтажных зданиях. Иначе под сильным напором воды чугунная батарея может течь на стыках креплений отделений. Если в момент сезона отопления потекла батарея, нужно предварительно знать, чем ее заделать. Сегодня существует огромное количество герметиков, которые помогут оборудованию дотерпеть до теплых дней;
  • внутренняя конструкция отечественных батарей такова, что чугун, из которого они сделаны, обладает шероховатостями, которых нет в зарубежных аналогах. Поэтому на стенках со временем скапливается много грязи, которой наполнена вода в теплосети. Известь, ржавчина, частицы металла – все это оседает на поверхности и делает канал узким настолько, что он не пропускает теплоноситель под сильным напором. Конструкция может разорваться, и тогда придется срочно решать проблему;
  • прокладки и резьба ниппелей – слабое место отопительных устройств. Если чугун лишен срока эксплуатации, то детали батареи не могут порадовать вас такой надежностью. Чтобы не доводить ситуацию до ремонта чугунного радиатора отопления своими руками, зоны стыков нужно проверять после каждого сезона отопления и регулярно менять прокладки.

На практике показано, что проблемы с системой отопления возникают тогда, когда нужно делать ремонт. Чтобы заранее знать обо всех неполадках, необходимо прислушиваться к звоночкам, указывающим на присутствие дефектов.

Первые признаки поломки

Существует перечень «симптомов», указывающих на то, что с отопительными батареями не все в порядке. К ним принято относить:

  • комнаты стали прохладными. Попробуйте опросить соседей и узнать, тепло ли у них в квартире. Если у них все хорошо, значит, проблема у вас. Причиной может стать загрязнение оборудования, перекос или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – зафиксировать или выполнить замену кронштейнов и проверить грамотность монтажа строительной линейкой. В третьем – ремонт радиаторов;
  • если на поверхности батареи возник странный налет, то причина в износе прокладок. Необходимо отключить систему, снять батареи и поставить новые;
  • утечка видна сразу. Если она маленькая, то можно использовать хомут или холодную сварку, иначе придется менять оборудование.

Даже маленькие, едва заметные дефекты могут перевоплотиться в большую и серьезную проблему, если вовремя не устранить их. Временные хомуты и заплатки не помогут. Только профессиональные специалисты сделают диагностику, выявят надежность и плотность отопительного контура и его деталей, а также выполнят квалифицированный ремонт.

Читайте также  Как установить гидроаккумулятор для систем отопления?

Устранение свища

Любая поломка возникает из-за причины. Свищ на трубах обогревательной системы или на радиаторе не является исключением. Если на деталях теплосети возникло маленькое пятно коричневого цвета, то не думайте, что это просто слезает краска. Это начало необратимого процесса. Но если вы знаете, как убрать свищ в чугунной батарее, то сможете предотвратить разрушение и продлить ее срок использования.

Причины возникновения коррозии:

  • учитывая постоянное увеличение стоимости коммунальных услуг, некоторые ради экономии электричества подсоединяют нулевой кабель к отопительному контуру. Токи движутся по трубам методом теплоносителя и провоцируют возникновение коррозии. Спасти данную ситуацию может только соответствующая служба, которая найдет нарушителя и сделает ремонт;
  • высокий уровень кислотности воды наносит вред даже устойчивому к коррозии чугуну;
  • прошел срок эксплуатации батарей, или отложения на их стенах нанесли вред металлу. Даже маленький свищ или трещина под влиянием напора воды поспособствует тому, что батарея разорвется, и из нее потечет горячая вода. Если чуть-чуть батарея капает, то можно использовать хомут. Если бежит данным ручейком, лучше применить двухсторонний зажим.

Если теплоноситель порвал место, где присутствует свищ, то появляется вопрос, можно ли заварить батарею? Обычно срочной помощью является холодная сварка. Но даже если она восстановила герметичность, нужно вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительного оборудования.

Ремонт чугунных батарей можно сделать самостоятельно с помощью инструментов и нужных материалов, но при условии обнаружении некритичных поломок. Холодная сварка является легким и быстрым способом восстановить отопительный прибор, но даже он не даст гарантию, что в будущем ничего ужасного не произойдет. Чтобы удостовериться, что отопительное устройство и все его детали будут служить долгое время и не нанесут вреда людям, необходимо или полностью заменить отремонтированный прибор после завершения холодного сезона, или вызвать мастеров, чтобы они проверили его стабильную и надежную работу.

YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Ремонт батарей отопления из чугуна и биметалла своими руками

Городская теплосеть – не самая экономичная схема. Со временем отопительные блоки (радиаторы) засоряются и теряют эффективность, происходит разгерметизация при запуске, требуется срочный ремонт батарей отопления. Иногда достаточно только сделать промывку и/или произвести покраску, но есть и «тяжелые» случаи, требующие сварки или пайки. Есть свои особенности в том, как ремонтировать чугунное и биметаллическое тепловое оборудование.

Ремонт батарей можно осуществить своими руками

Распространенные причины неисправностей радиаторов

Городская система имеет и свои преимущества – всего лишь оплачивая коммунальные услуги, в отопительный сезон хозяева получают горячий теплоноситель в квартире. Особого ухода не требуется, но со временем засоряются трубы или появляется течь.

Основные причины проблем, связанных с необходимостью заняться улучшением качества теплоснабжения, обновления внешнего вида или полной заменой батарей:

  1. Снижение тепловой отдачи (батареи еле-еле теплые, а трубы горячие).
  2. Ухудшение внешнего вида (облупившаяся краска, сколы, ржавые подтеки).
  3. Несоответствие модели радиатора схеме замкнутого контура.
  4. Многочисленные следы ремонта батареи на скорую руку (хомуты, обмотки, неумелая сварка швов с наплывами), доставшиеся после прежних хозяев в приобретенной квартире.
  5. Засорение труб низкокачественным теплоносителем (органический осадок, ржавчина, кальциевый налет), из-за чего батареи холодные, практически не прогреваются, нужна прочистка или продувка.
  6. Необходимость в ремонте по причине заметного разрушения резьбовых соединений и крана Маевского.
  7. Шумит батарея – грохот, щелчки, потрескивания (причины разные, их могут диагностировать и устранить только специалисты). Если трубы и радиаторы сделаны из разного металла, у них отличается коэффициент теплоемкости, скорость прогревания и расширения. В некоторых случаях шум и треск – предупреждение о предстоящем разрыве соединения.
  8. Воздушные пробки – признак неправильной установки батарей и отсутствия и воздухоотводчика. Газ постепенно выделяется из воды, при низком давлении завоздушивание происходит в верхней точке контура или на поворотах.
  9. Постепенное разрушение батарей из алюминия (вследствие электрохимической коррозии от несовместимости с медью в деталях котла или из-за высокой кислотности теплоносителя).

Неравномерный нагрев радиатора может говорить о засорении некоторых секций

Полезный совет! Приступать к плановому ремонту чугунных батарей (или из другого металла) лучше по завершении отопительного сезона или накануне.

Профилактика течи в отопительной системе

Иногда приходится обращаться к специалистам, хотя многое можно сделать самостоятельно. Владельцам частного сектора приходится много делать своими руками, чтобы удешевить ремонт. В большинстве случаев можно справиться самому, имея инструмент и подручные средства.

Чтобы не затопить соседей и не делать повторного ремонта, рекомендуется иметь все необходимое для экстренного устранения протечки под рукой. Любой легкий ремонт начинаются с подготовки инструмента:

  • разводной ключ № 2, 3 для сантехнических работ;
  • радиаторный ключ под ниппели 5/4 (старая «гармошка») или под ниппель 1 (современные модели);
  • отрезок трубы, который помогает провернуть ключ;
  • герметик, силиконовый клей или другой аналог;
  • пакля с солидолом;
  • хомуты подходящего размера;
  • эластичные жгуты или полоски резины;
  • «холодная сварка» или другой двухкомпонентный полимер, образующий при реакции твердое вещество.

После временного устранения проблемы все равно потребуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Обратите внимание! Под батареей не всегда видна лужица. Иногда разгерметизацию секций можно обнаружить только по повышенной влажности в отдельной комнате.

Хорошо, если есть навык накладывания хомутов на небольшую трещину в трубах или в местах соединения. Для этого потребуется перекрыть подачу теплоносителя в квартире или отдельной комнате и заблокировать место разгерметизации.

Холодная сварка — быстрая помощь для устранения небольшой течи в батарее

После выполнения простейших манипуляций по обработке стыка и наложения хомута можно возобновить подачу горячей воды. Рекомендуется проверить, нет ли завоздушивания (открыть воздуховыпускной клапан при небходимости). Все этапы доступны для самостоятельного выполнения. Но это временная мера, не стоит откладывать замену изношенных радиаторов на неопределенный срок.

Диагностика состояния батарей

Течь батареи имеет причину, поэтому желательно устранить именно ее, а не только последствия разрушения целостности. Чаще всего предстоящий прорыв заранее напоминает о себе «симптомами».

Важно! Бессмысленно подставлять миску под протечкой – возможна большая проблема с прорывом в отсутствие хозяев квартиры. Лучше сразу же постараться исправить положение, если трещина образовалась в доступном месте.

Нередки случаи, когда соседи снизу жалуются, что их затопили, а в квартире нет никаких признаков – краны закрыты, батареи не текут. Есть 2 вероятные причины – трещина в трубе по стояку между перекрытиями.

Только специалисты могут определить место протечки и варианты устранения проблемы. Если нет возможности провести профилактический ремонт батарей отопления, следует разобраться с причиной, вызвавшей неисправность. Если радиатор не подлежит починке, его надо снять и заменить новым.

Рано или поздно прохудившийся радиатор придется заменить на новый

Простейшая профилактика заключается в продувке засорившихся радиаторов, завершающаяся их покраской. После комплексного ремонта и прочистки системы отопления эффективность старых батарей возрастет, продлится срок эксплуатации. Не каждый состав подходит для окрашивания батарей, нужна специальная термостойкая краска, старый слой рекомендуется снять специальной «смывкой».

Как промыть батареи

Через каждые 2-3 года следует проводить профилактическое промывание. Что оно дает:

  • очистка увеличит просвет в трубах и радиаторах, исключив перепады давления;
  • улучшит пропускную способность системы, повысит КПД отопления;
  • выявит слабые места как внутри батарей, так и во всем замкнутом контуре.
  • радиаторы будут отдавать все тепло в помещение.

Обратите внимание! Продувку делают специальным пневматическим оборудованием. Промыть же радиаторы можно своими руками одним из наиболее доступных методов.

Батареи невозможно промыть в домашних условиях без отсоединения блоков от труб и отключения общего отопления. Обычно внутри них много грязи, поэтому необходимо заранее подготовить помещение, на пол постелить непромокаемую ткань, убрать шторы. При отсутствии крана слив теплоносителя из системы усложняется, для этого нужна широкая емкость под батареей.

Радиатор отсоединяют от линии теплосети разводным ключом для сантехнических работ. Слив из него воду, переносят в ванную или подсобное помещение для дальнейшей промывки. Грязь, состоящая из органического осадка, кальция и ржавчины очень едкая, с неприятным канализационным запахом, поэтому ванну лучше обложить клеенкой или брезентом, который потом лучше выбросить. Промываемый радиатор лучше ставить не на дно ванны, а на деревянный щит или пластиковый поддон.

Через отверстия, в которых были заглушки, под напором подается вода, например, из шланга, очистка продолжается до тех пор, пока подаваемая вода не будет совсем прозрачной. Для усиления эффективности рекомендуется добавлять реактивы, которые нейтрализуют неприятный запах и удалят ржавую накипь:

  • средства для прочистки раковины;
  • туалетный «Утенок»;
  • кальцинированная сода с уксусом;
  • «Крот» или его аналог;
  • раствор хлорки или «Белизны»;
  • любое другое средство для сантехнической чистки труб.

Средство можно залить в радиатор и оставить на ночь для перманентной реакции. После промыва заглушки и краны ставят на место, радиаторы подсоединяют к трубам. После проверки герметичности соединения можно включать общее отопление. Соединения, которые вызывают сомнение, можно усилить «холодной сваркой».

Самая эффективная промывка возможна только при помощи специального оборудования

Особенности ремонта биметаллических радиаторов

Заменой или реставрацией старых батарей следует заняться перед началом отопительного сезона, когда проверяют испытания системы отопления.

Алгоритм действий выглядит так:

  1. Перекрыть подачу теплоносителя.
  2. Снять алюминиевый кожух с биметаллической конструкции, если это возможно, обнажив трубчатый стальной распределитель, чтобы лучше были видны проблемные участки.
  3. По возможности слить остатки воды из радиатора, просушить швы феном.
  4. На проблемном участке провести герметизацию подходящим средством – силиконовый герметик, холодная сварка, жидкие гвозди, пакля с солидолом, бинт с эпоксидной смолой, другая «скорая помощь».
  5. Выдержать регламент для полимеризации, если того требует инструкция к применению (солидол не твердеет).
  6. Обрабатываемый стык перемотать бинтовой резиной и установить хомут, максимально стянув винтами.
  7. Подключить батарею к общему отоплению, убедившись, что течь устранена.
Читайте также  Как монтировать медные трубы для отопления?

Иногда визуально сложно определить, где произошло засорение труб. Сложно сразу сказать, почему не греет тот или иной радиатор в квартире – стальной, чугунный или алюминиевый. В этом случае нужны специалисты с диагностической аппаратурой. Потребность в промывке радиатора или продувка труб – грязный процесс. Надо быть готовым к тому, что корпуса радиаторов придется снимать, после делать генеральную уборку или даже косметический ремонт.

Особенности ремонта чугунных радиаторов

При небольшой разгерметизации на чугунной батарее могут появиться ржавые разводы, в комнате повышается влажность, может «гулять» канализационный запах. Это свидетельствует о том, что прорыв небольшой, скорее, небольшая трещина на соединении секций «гармошки».

Чугун не поддается сварке или пайке, поэтому потекшую чугунную батарею лучше заменить сразу

Между секциями сложно поставить хомут или зафиксировать его до максимального зажатия. Возможно, будет достаточно наложения латки из «холодной сварки», поверх которой делают резиновую обмотку. Это временная мера, по завершении отопительного сезона чугунные батареи придется менять.

При гидроударе или испытаниях системы в несколько атмосфер может произойти разрыв небольшой трещины. Горячая вода может бить буквально фонтаном. Тогда вызывают аварийную бригаду, предварительно перекрыв подачу теплоносителя.

Итак, очевидно, что мелкий ремонт прохудившихся батарей отопления – временная мера. Такой «скорой помощи» достаточно при небольшой протечке в самый разгар отопительного сезона. Отложив замену прохудившихся батарей до завершения зимы, не стоит рисковать, думая, что этого вполне достаточно, капитальный ремонт больше не нужен. В любой момент может произойти авария, даже если латка или хомут установлен на совесть. По завершении ремонта желательно перекрасить батареи, особенно если на них есть следы «ржавых» разводов.

Как сделать ремонт чугунного радиатора отопления своими руками?

Чугунные радиаторы даже в наши дни имеют довольно большую популярность. Если говорить кратко об одном из их главных плюсов, то это долгий срок службы. И к большому сожалению, довольно большое число жильцов считает, раз чугунная батарея такая живучая, то у нее и никогда не будет протечек, поломок.

Но это совершенно не так! Как раз когда возникает проблема многие хозяева даже и не знают что с этим делать. А это вдвойне неприятно, когда на улице лютый мороз.

По этой причине, еще до сезона отопления лучше стоит позаботиться о работоспособности радиатора. И для того, чтобы в осеннее и зимнее время не вылезли большие проблемы, специально проводят профилактические осмотры системы отопления. Они выявляют проблемы, утечки, и устраняют их. Давайте более детально рассмотрим, какие могут возникнуть проблемы и как же их устранять?

Читайте в статье:

Конструктивные особенности чугунных батарей

Как возможно многим не известно, но данный вид отопительного прибора состоит из отделений. Есть старые и новые модели. Старые модели выпускаются в виде гармошек, а вот новые значительно отличаются.

У новых моделей есть плоская внешняя панель, которая дает постоянные равномерный обогрев, причем на большую площадь. И есть одна маленькая особенность, при работе радиатор использует не один, а два вида теплоотдачи.

  1. Примерно 30% тепла – излучение. Именно прогревает воздух, и в добавок прогревает близлежащие предметы, мебель. Как раз данный вид теплоотдачи делает именно это.
  2. Конвекция. Так же выполняется радиатором, и позволяет снабжать комнату воздушными потоками и массами. Составляет около 70%.

Хоть уже появились и новые виды чугунных радиаторов, но опять же, их конструкция в принципе осталась такой же и состоит она:

  • ниппели, прокладки;
  • пробки;
  • сердечник, терморегулятор;
  • заглушки;
  • запорные устройства.

Хоть чугунные батареи и считаются самыми выносливыми, но даже у них есть свой срок жизни. Да, материал, из которого они изготовлены крайне прочный, живучий, но это не навсегда. Вообще, примерный срок эксплуатации таких радиаторов, примерно 30 лет, а если за ним и хорошо ухаживать, то может проработать и все 70 лет!

Но вот только это сам радиатор, а элементы, которые выполняют соединяющую роль, явно не такие долговечные. И как раз таки они подвергаются поломкам, протечкам гораздо чаще. Если, например, будут очень часто проходить гидроудары, то эти элементы могут легко расширяться, ломаться. Можно привести отличный пример.

Если образовалась маленькая течь между ячейками радиатора и ее не устранять, то в скором времени вас будут ожидать очень большие проблемы. Все может легко дойти до аварии в общем доме.

И для того, чтобы предотвратить данный инцидент, необходимо периодически проводить плановые осмотры, особенно перед началом отопительного сезона. После него так же важно это делать, чтобы быть уверенным, что радиатор будет отдыхать в рабочем состоянии. Как раз во время данного осмотра, а точнее ТО, вы можете обнаружить и устранить все мелкие трещины и поломки.

Самые частые поломки, их признаки

Да, материал чугун – крайне устойчивый материал и для центрального отопления подходит просто идеально. В таких системах есть и широкие каналы, которые не дают так быстро скапливаться грязи внутри труб, радиаторов. Но даже в таком виде радиаторов всегда есть проблемы.

Хоть металл и не знает, что такое износ, как многие говорят, но все же он не вечен. Одной из причин образования трещин может стать свищ. Образовывается он именно на стенках радиатора или еще в месте разрыва. На это влияет следующий ряд факторов:

  • Абсолютно каждый человек прекрасно знает, что чугунные радиаторы очень тяжелые. И если во время монтажа для батареи применить обычные кронштейны, то в скором времени конструкция сильно просядет или вовсе упадет. И даже самые малейшие отклонения от установленной позиции легко испортят весь процесс нагревания. Если же у вас появилось отклонение радиатора и вы ничего не предприняли, то позднее в нем будет активно развиваться коррозия. По началу, коррозия будет совсем незаметной, но вскоре она будет расти и на ее месте образует свищ. Хоть и новые и старые виды чугунных батарей отличаются своей живучестью, но при наличии свища их срок службы резко будет падать.
  • Рассмотрим старый вид радиаторов. Из-за того, что у данного типа внутри есть шероховатости внутри со временем может начать скапливаться грязь, которой в нашей воде довольно много. Абсолютно все, известь, мелкие частицы оседают на этой поверхности и делает с каждым днем проход все уже и уже. Именно из-за этого будет увеличиваться напор внутри радиатора. Привести все может к тому, что радиатор просто разорвет и уж тогда точно придется менять его на новый. Ремонт тут никак не поможет.
  • Резьба ниппеля, прокладки. Как раз эти вещи и являются самым слабым местом. И если сам чугун может прожить долгие годы, то уж прокладки явно будут меняться часто. И дабы не дожидаться самого критичного момента, стоит позаботиться о них и производить периодическое обновление ниппелей, прокладок.

Как показывает практика, основная масса проблем с чугунными батареями появляется тогда, когда настает время ремонта. И чтобы заранее быть подготовленным ко всем проблемам, лучше всего знать все признаки поломок. Это очень поможет перед началом ремонтных работ.

Признаки поломок

Абсолютно у каждых видов поломок, протечек, всегда есть свой перечень причин, неких симптомов. Давайте более детально рассмотрим основные признаки:

  • Помещения стали немного прохладнее. Тут можно даже пройтись по соседям и узнать у них, у них так же стало прохладнее дома или нет. Если же у них все так же хорошо, то проблема явно только у вас. Для того, чтобы это исправить, первым делом лучше устроить основательную промывку батареи. Если это не поможет, то займитесь заменой кронштейнов и вообще посмотрите, грамотно ли был произведен монтаж радиатора. Если и это не поможет, то проще установить новый чугунный радиатор.
  • Если вы заметили, что на батарее наличие налета, то скорее всего причина таиться в износе прокладок. В данному случае их нужно просто заменить или же заменить сами радиаторы.
  • Утечка. Ее будет заметно сразу, будет образовываться влага, даже если трещина маленькая. Чтобы ее устранить используйте холодную сварку либо же хомут. В худшем случае меняйте батарею.

Способ устранения свища

Как вы уже знаете, абсолютно каждая поломка имеет свои симптомы. И свищ не исключение. Если вы заметили на своей теплоносителе хотя бы небольшое коричневое пятно и это не грязь, то знайте, процесс уничтожения радиатора уже идет.

Убрать его по факту нереально, но можно постараться не допустить его образование. Одним из проверенных способов устранения является холодная сварка, но даже после того, как она сделала герметичность, то лучше сразу вызвать специалистов.

Конечно же можно самостоятельно сделать полный ремонт при наличии нужных инструментов, но только если есть маленькие поломки. Если же ситуация критическая, лучше вызвать мастера либо же заменить радиатор. Так что в данном случае нет 100% варианта ремонта чугунной батареи. Не стоит пытаться починить критичные поломки.

Подводим небольшие итоги

Можно смело сказать, что хоть чугунные батареи и хороший вариант, будь они новыми моделями или старыми, но они имеют свой ряд недостатков. И причем эти недостатки больше появляются во время ремонта радиатора.

Лучше всего соблюдайте все указанные основные пункты и постарайтесь не допускать образование аварийных ситуаций. В противном случае не факт, что вам удастся отремонтировать ваш радиатор. Лучшим решением будет просто установить новую чугунную батарею.