Учет угля на котельных

Учет угля на котельных

Дата публикации 18.07.2019

Учреждение заключило договор на приобретение угля для отопления здания. Принимая во внимание письмо Минфина России от 04.03.2019 № 02-07-10/14012, вести учет расчетов по приобретаемым ГСМ на счете 302 23 или 302.34? Каким образом отразить передачу угля, ГСМ на счете 304 04 – по КЭК 223 или 343?

С 01.01.2019 действует новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). Расходы относятся на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.

В соответствии с п. 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, все виды топлива, горючего и смазочных материалов (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.) учитываются в составе материалов на счете 105 03. Следовательно, расходы на приобретение угля необходимо отражать по одной из подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Согласно п. 11.4.3 Порядка № 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов (в т.ч. всех видов топлива, горючего и смазочных материалов) относятся на подстатью 343 КОСГУ. В то же время на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение коммунальных услуг, в т.ч. твердого топлива при наличии печного отопления (п. 10.2.3 Порядка № 209н).

В соответствии с письмом Минфина России от 04.03.2019 № 02-07-10/14012 формирование фактической стоимости материальных запасов — горюче-смазочных материалов при их приобретении (твердого топлива для печного отопления) в бухгалтерском учете отражается на основании первичных учетных документов по дебету счета 0 106 34 343 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество» и кредиту счета 0 302 23 73Х «Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам».

Однако позднее в методическом материале «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ», размещенном 13.05.2019 на сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», даны другие разъяснения. Оплата коммунальных услуг по предоставлению твердого топлива при наличии печного отопления и оплата договоров на поставку твердого топлива отражаются:

    • по подстатье 223 «Коммунальные услуги» – в части оплаты договоров на оказание коммунальных услуг, которые включают услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления;
    • по подстатье 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» – в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем.

Вместе с тем, опубликованные методические материалы министерства, а также письма Минфина России не являются нормативными актами, носят рекомендательный (разъяснительный) характер и не устанавливают каких-либо прав и (или) обязанностей для объектов контроля, соответственно, несоблюдение их положений не может вменяться объекту контроля в нарушение. Информация Минфина России с течением времени может меняться.

Поскольку вопрос не урегулирован законодательно, порядок отражения таких операций рекомендуем согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), п. 5 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н).

На наш взгляд, подстатья 223 КОСГУ применяется в части расходов на оплату услуг отопления с использованием твердого топлива при наличии печного отопления, т.е. если услуги отопления с использованием твердого топлива оказываются сторонней организацией.

Если учреждение самостоятельно приобретает уголь для отопления в рамках договора поставки, в 2019 г. расходы на оплату такого договора отражаются по подстатье 343 КОСГУ. В свою очередь, горюче-смазочные материалы в такой ситуации продолжают учитываться на счете 105 00 «Материальные запасы». Кроме того, по общему правилу при ведении бухгалтерского учета учреждению необходимо обеспечить соответствие аналитического счета учета и подстатьи КОСГУ. В таком случае применяется счет 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов».

Как понятно из вопроса, учреждение самостоятельно приобретает топливо (уголь, ГСМ) для печного отопления. Рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями:

Дебет КРБ Х 105 33 343 Кредит КРБ Х 302 34 73Х – приобретено топливо для печного отопления (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ Х 304 04 343 Кредит КРБ Х 105 33 343 – передано топливо в рамках внутриведомственных расчетов (п. 109 Инструкции № 162н, п. 143 Инструкция № 174н, п. 171 Инструкции № 183н).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Учет расхода топлива на котельных

Учет расхода топлива на котельных

Определение расхода топлива котельной – одна из задач, которая довольно часто встаёт перед теми, кто хочет вести учёт топлива, контролировать работу горелок, а также оптимизировать их работу. Компания «ИЦ ТехЭнергоКомп» предлагает реализовать наиболее надёжный и точный метод учёта расхода топлива котельной путём установки в топливной магистрали котла (котлов) проточного счетчика расхода топлива (датчика расхода топлива).

Конечно, существуют различные схемы построения системы питания котлов. Но их можно разделить на две основные группы:

  • однотрубная система – горелка имеет только подающую топливную магистраль или существующий обратный топливопровод закольцован на подающую магистраль;
  • двухтрубная система – горелка имеет подающую и обратную (отводящую) топливную магистраль, по которой неиспользованное топливо поступает обратно в бак.

Однотрубные системы

Для однотрубной системы достаточно установить один датчик расхода топлива, для двухтрубной же приходится использовать два датчика или один дифференциальный счётчик топлива. Понятно, что в однотрубной системе весь учтённый поток, проходящий по топливной магистрали котельной или котла, будет израсходован котлом и при этом погрешность определения расхода топлива определяется погрешностью измерительного прибора.

Двухтрубные системы

Для двухтрубной системы питания котла погрешность измерения расхода не определяется суммой погрешностей измерительных датчиков топлива! Более подробно об этом можно прочитать в статье «Особенности дифференциальных измерений».

Результаты измерений, а именно расход топлива котлом (или несколькими котлами), время работы котла и другие параметры можно увидеть или на счетчике топлива или на специализированном мониторе, или на вашем компьютере в офисе в зависимости от конфигурации установленной системы учёта топлива.

Выбор датчика расхода топлива

Следует сказать несколько слов о выборе датчика расхода топлива и системы сбора данных. Котельная – это не сверхсложная система, требующая уникальных знаний и навыков, но наша рекомендация – доверьте построение и монтаж системы учёта топлива профессионалам. Не следует устанавливать дешёвые счетчики учета топлива и уж тем более счетчики, не отвечающие параметрам топливной системы, стоимость работ по ремонту или замене измерительных приборов перебьют первоначальную экономию на них. Если система учёта топлива предполагает компьютеризированный сбор данных, устанавливайте отработанные элементы, получение неверных данных или потеря данных невосполнимы. Создавайте надёжную и удобную систему учёта топлива! Конечно, есть котельные, работающие без электричества, когда в магистраль врезается механический счетчик топлива, в остальных случаях не надо бояться электронных датчиков расхода топлива и современных систем приёма и передачи данных. Эти приборы и системы уже давно зарекомендовали себя и используются по всей России, включая северные районы.

Читайте также  Приточная вентиляция для котельной в частном доме

Пример отчета, получаемого на компьютере, за выбранный промежуток времени:

Монтаж системы учёта топлива

И последнее. Прежде чем представить небольшой демонстрационный фильм о монтаже системы учёта топлива на котельной – два момента, на которые следует обратить внимание при монтаже:

  • Устанавливайте диктуемые параметрами оборудования топливные фильтры, следите за фильтрами в топливной системе! Это важно не только для корректной работы системы учёта топлива, но и для безаварийной работы форсунок ваших котлов!
  • Установите байпасные линии! Они не дадут прервать работу котла в случае выхода какого-либо элемента системы учёта топлива из строя и позволят в случае надобности провести профилактические работы не останавливая котёл и не производя сливы топлива из магистралей.

Монтаж систем учёта топлива на котельной специалистами нашей компании обычно занимает от 1,5 до 3 часов, что позволяет производить такие работы даже в зимний период. Отметим, что такое небольшое время определяется значительным временем, потраченным на предварительную подготовку, опрессовку и тестирование систем у нас на предприятии.

Установить механический счётчик топлива, электронный или систему?

Итак вы определились в важности и необходимости учета топлива. Неудивительно, что предприятия заинтересованы в поиске надежного и качественного оборудования, позволяющего идеально решать требуемую задачу. В случае, если применение средств учёта — формальность, то можно выбирать наиболее дешевый вариант и не думать о фактическом результате. Кстати, таких случаев не мало! Но! Если вы заинтересованы в реальном наведении порядка, реальной экономии топлива, корректной работе вашего потребителя, оставим вопрос финансов на второй план и подойдем к вопросу выбора с позиции аргументированного выбора.
Выбор оборудования для контроля над расходом топлива на котельных не сложен, но имеет ряд особенностей. Если у нас однотрубная топливная система, следует в первую очередь обратить взор на механический счетчик топлива. Как правило это просто и понятно для всех. В случае желания получать данные с привязкой ко времени можно использовать как механический счетчик, так и электронный. Если последний обладает дисплеем, то можно получать более широкий ряд параметров и статистки, чем дает механический счетчик. Но расплата за это — батарейка или питание, а значит обслуживание, провода,… У нас вы можете заказать механический счётчик топлива и существенно уменьшить свои затраты.
Если у нас двухтрубная система, мы рекомендуем устанавливать электронные счетчики топлива или механические с аналоговым или цифровым выходом, чтобы сформировать хотя бы простейшую систему учета. Так вы сможете получать данные о расходе и корректировать погрешность дифференциальных измерений, что крайне важно!

Основные различия счётчиков топлива

Представленные на рынке приборы учета топлива отличаются в первую очередь принципом измерения. Это накладывает отпечаток на параметрах прибора и его применимости. Выбираем счетчик топлива по проходящему через него потоку, возможному давлению, условиям работы и функционалу. Трудности — обращайтесь к нам, обязательно поможем. Нет уверенности в том, какой прибор нужен: механический счетчик или электронный — обращайтесь к нам, обязательно поможем.

Счётчики и системы учета, которые предлагает вам компания «ИЦ ТехЭнергоКомп», имеют множество преимуществ, в числе которых:

  • достоверность и точность получаемых данных;
  • защита от постороннего вмешательства;
  • простота и оперативность установки;
  • комфортность эксплуатации;
  • надежность.

Ещё один важный плюс — мы всегда проконсультируем, отремонтируем вышедшее из строя оборудование, осуществим сервисный выезд или предложим замену.

Некоторые аспекты технического анализа угля и его особенности

С.Ю. Асташев,
директор ЗАО «Э-визор»; Кемерово

В Кемеровской области на производство тепловой энергии в муниципальных котельных в топках слоевого сжигания в основном применяется каменный уголь. Данная технология может обеспечить полноту сгорания, эффективность и экологическую безопасность при использовании угля, отвечающего предъявляемым к установленному оборудованию требованиям.

Для этого необходим входной технический контроль поступающего угля. Важнейшей частью технического контроля, необходимого для оценки качества твердого топлива и выбора рациональных методов его сжигания для производства энергии, является определение состава исходного угольного сырья. Методами технического анализа определяют элементный анализ, влажность, зольность, количество и состав органической массы, минеральных примесей. Одной из самых важных характеристик топлива является его удельная теплота сгорания.

Во время работы с муниципальными производителями тепловой энергии было замечено, что поставщик угля в удостоверении качества оперирует различными понятиями теплоты сгорания топлива, вводя в заблуждение тем самым потребителей своей продукции (сказывается недостаточность знаний).

Различают высшую и низшую теплоту сгорания топлива. Высшей Qрв называется теплота сгорания, которая определяется без учета расхода теплоты на испарение влаги топлива и влаги, полученной при сгорании свободного и связанного водорода. Низшей Qрн называется теплота сгорания, определенная с учетом расхода теплоты на испарение влаги. Для расчетов тепловых балансов и тарифов на тепловую энергию используется Qpn. Уравнение связи между высшей и низшей удельными теплотами сгорания рабочей массы топлива имеет следующий вид:

Различают следующие виды влаги (ГОСТ 17070-71):

Wo-влага общая, выделяемая при высушивании до постоянной массы;

Wр — влага рабочая, содержащаяся в отгружаемом угле;

Wa- общая влага в аналитической пробе;

Wл- аналитическая, общая в лабораторной пробе;

Wвн- влага внешняя и часть общей, выделяемой при получении угля в воздушно-сухом состоянии;

Waвc- влага воздушно-сухая — часть общей, оставшаяся в угле после подсушивания его до воздушно-сухого
состояния.

Для технического анализа нет необходимости определять столько параметров влажности, достаточно определять Wo6 и Wa, которая очень близка в влаге в угле, приведенном в воздушно-сухое состояние при 20 °С и влажности воздуха 65 %. Особенности контроля влаги проявляются при весовом учете поступившего угля.

Поступил уголь объемом 1000 тонн с общей влажностью Wo6 =30 % (часто встречаемый на практике показатель, а поставщик в в удостоверении качества указал W — влага рабочая, содержащаяся в отгружаемом угле, — 15 %). Приемка на складе при разгрузке вагонов производилось путем взвешивания. При его естественном подсушивании на складе до содержания влаги 15 % получаем, что у нас улетучилось 15 % объема поступившего угля — 150 тонн. Оперируя данными весового контроля, мы недосчитаемся этих тонн, и данные складского учета не будут сходиться. Узнать возможные потери и произвести списание (выставить претензию поставщику) можно только оперируя необходимыми показателями влажности при его мониторинге от вагона до котельной. Анализ качества обойдется дешевле с заключением компетентных специалистов, чем стоимость недостачи, которую придется компенсировать из собственного кармана.

Следующим фактором, существенно влияющим на увеличение удельного расхода угля, является наличие мелочи (класс 0. 6 мм) в общем объеме поставляемого угля для сжигания в слоевых топках, а также небрежное отношение к углю при проведении погрузочно-разгрузочных работ и складировании. При этих операциях, даже при бережном обращении, но с использованием традиционных технологий складирования, происходит значительное измельчение угля (до 20 % класс 0.. .6 мм, табл. 1).

Рассмотрим, как это влияет при слоевом сжигании мелочи в угле, и приведем потери, которые возникают с изменением процента ее содержания.

Читайте также  КПД котельных на угле

Построение нормативной характеристики предусматривает определение значений удельного расхода топлива брутто, кг у.т./Гкал, во всем диапазоне нагрузки котлоагрегата Q — от минимальной до максимальной:

расхода расчетного вида топлива в условном исчислении при номинальной нагрузке котлоагрегата с учетом прогрессивных показателей удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии котлом данного типа Н. = (Ька 6р ) ном. Индивидуальные нормы Н расхода топлива для типов котлоагрегатов можно найти в справочной и методической литературе.

Нормативные характеристики используются и для разработки нормативных коэффициентов, учитывающих отклонения условий эксплуатации от принятых при определении индивидуальных норм.

Индивидуальная норма на производство тепловой энергии котлоагрегатом, кг у.т./Гкал, определяется по выражению:

Интегральный нормативный коэффициент К определяются как:

где К1 — нормативный коэффициент, учитывающий эксплуатационную нагрузку котлоагрегата;

К2— нормативный коэффициент, учитывающий работу котлоагрегата без хвостовых поверхностей нагрева;

К3 — нормативный коэффициент, учитывающий использование нерасчитываемых видов топлива на данном типе котлов.

Коэффициенты К,, К2 и К3 определяются как отношение значений удельного расхода топлива при планируемых или фактических нагрузках котлоагрегата в условиях эксплуатации.

Нормативный коэффициент К, определяется по нормативной характеристике Ька 6р как отношение расхода условного топлива при средней производительности котлоагрегата за фактический период работы (Ька бр ) ср к расходу условного топлива при номинальной нагрузке (Ька 6 р) ном по выражению:

К =(Ь бр ) ср /(Ь 6р ) ном , (7)

Нормативные коэффициенты К, для некоторых типов котлоагрегатов в зависимости от их нагрузки приведены в табл. 2,3.

Нормативный коэффициент К2 определяется только при отсутствии чугунных экономайзеров в котлах паро-производительностью до 20 т/ч при параметрах, соответствующих номинальной нагрузке.

Меньшее значение коэффициента К2 принимается для котлов типа ДКВР, ШБА, большее — для котлов типа Шухова, КРШ.

Нормативный коэффициент К3 для стальных секционных и чугунных котлов типа НР-18, НИИСТУ-5, «Минск-1», «Универсал», «Тула-3» др., а также для паровых котлов типа Е-1/9,топки которых оборудованы колосниковой решеткой с ручным обслуживанием, при сжигании рядовых углей с содержанием мелочи (класс 0. 6 мм) более 60 % принимается равным: 1,15 — для антрацита; 1,17 -для каменных углей; 1,2 — для бурых углей.

Для остальных котлов коэффициент К3 определяется по потерям теплоты топок от механического недожога q4 в зависимости от типа топочного устройства, зольности и фракционного состава топлива по формуле:

где q4» cx — исходное значение потерь теплоты от механического недожога, %; потери теплоты с механическим недожогом в зависимости от типа топочного устройства, зольности и вида сжигаемого топлива принимается по номограмме, приведенной на рис. 1.1,1.2,1.3;

Км — поправка на содержание мелочи в топливе (класс 0.. .6 мм), определяется по номограмме на рис. 2.из вышесказанного видно, что фракционный состав рядовых углей значительно влияет на удельный расход угля при производстве тепловой энергии. Значит, при техническом анализе угля необходимость анализа по фракциям (особенно частиц размером 0..Д09 мм.) не только оправданна, но и обязательна.

В итоге рассмотрим сам процесс влияния мелочи в угле (класс 0. 6 мм). В вышеизложенном материале показатели приведены при постоянном коэффициенте избытка воздуха в топке. На практике все выглядит зачастую иначе при работе котла на рядовых углях.

Котельные на различных видах топлива: газ, дизель, пеллеты

В качестве энергоносителя в котельных установках могут быть использованы различные виды топлива: природный газ, дизель, пеллеты, сжиженный газ и т.д., то есть любое топливо, которое вырабатывает тепловую энергию при его сжигании. Выбор того или иного вида топлива для котельных зависит от многих факторов: стоимость, калорийность, распространенность топлива в районе эксплуатации котельной, выполняется ли строительство новой котельной или производится ее реконструкция и перевод на новый вид топлива. В случае реконструкции следует учитывать, какое оборудование уже имеется в ее составе и какова скорость окупания проводимой модернизации, потому что придется менять котлы и устанавливать дополнительное оборудование.

Для сравнения приведем примерную стоимость различных видов топлива в Московской области и его калорийность:

Вид топлива Стоимость Калорийность
дизель 35000 руб./тонна 10700 Ккал/кг
мазут 12000 руб./тонна 9800 Ккал/кг
уголь (в зависимости от марки) 650-5000 руб./тонна 3550-7750 Ккал/кг
пеллеты 4500-6000 руб./тонна 4200-5000 Ккал/кг

Виды котельных по топливу

В зависимости от вида топлива выделяют следующие котельные установки:

  • жидкотопливные котельные на дизеле, мазуте, отработанном масле, бензине, нефти
  • твердотопливные котельные на угле, коксе, прессованной древесины, пеллетах, торфе, опилках
  • котельные на природном газе или сжиженном углеводородном газе

Котельные, которые работают на жидком или твердом топливе, отличаются технологическим оборудованием, входящим в их состав. Во-первых, следует предусмотреть способ и место хранения топлива: для жидких видов — это емкости и резервуары, для твердых видов — склад для хранения (бункер), например, угля. Кроме того, способы подачи топлива в котел тоже варьируется от вида энергоносителя. Жидкое топливо подается в котел через трубопроводы подачи, уголь, пеллеты — через шнеки, транспортеры.

Также следует помнить, что при сжигании любого вида топлива образуются горючие газы, которые следует выводить из котельной, а также зола и шлак (в угольных котельных), для удаления которых оборудуется система золошлакоудаления.

В соответствующих разделах Вы можете подробно узнать об особенностях и преимуществах котельных установок на различных видах топлива.

Вы также можете связаться с нашими специалистами по телефону или заполнить Опросный лист для заказа котельной и прислать его на электронную почту . Наши специалисты рассчитают стоимость изготовления котельной, доставки до места эксплуатации, монтажа и пуско-наладки котельного оборудования.

Расчет блочно-модульных котельных на различных видах топлива производства Завода ГазСинтез Ⓡ

Для расчета стоимости изготовления блочно-модульных котельных на газообразном, жидком или твердом топливе в Вашем городе:

  • звоните на Завод ГазСинтез Ⓡ по телефону 8-800-555-4784
  • заполняйте Опросный лист и присылайте его на электронную почту .
  • указывайте контактные данные в форме «Запрос цены», и наш специалист свяжется с Вами

Мы оказываем весь комплекс услуг:

  • проектирование блочно-модульных котельных на различных видах топлива
  • производство котельных на дизеле, мазуте, древесном топливе, угле и других видах топлива
  • доставка блочно-модульных котельных до места эксплуатации
  • монтаж блочно-модульных котельных
  • пуско-наладка блочно-модульных котельных

4.1.3. Должен быть организован строгий учет всего топлива

при поступлении на энергообъект, расходовании на тех­нические нужды, а также хранении на складах в соот­ветствии с положениями действующих правил.

При учете поступающего топлива должно быть обес­печено:

взвешивание всего твердого топлива, поставляемого
по железной дороге, автомобильным или конвейерным
транспортом, или определение его количества по осадке
судов либо обмер при поступлении водным транспортом;

взвешивание всего поставляемого жидкого топ­лива или обмер;

определение количества всего сжигаемого газооб­разного топлива по приборам;

инвентаризация твердого и жидкого топлива;

периодический, а при наличии приборов посто­янный контроль качества топлива.

Все топливо, поступающее на ТЭС, расходуемое на технологические нужды, хранящееся на складе и отпуска­емое на сторону, подлежит строгому учету, так как от это­го существенно зависит величина прибыли, получаемой энергопредприятием (см. пункт 4.1.1). Кроме того, только при точном определении количества и качества поступа­ющего и расходуемого топлива можно правильно опреде­лить его фактический удельный расход на выработку элек­троэнергии и тепла. В связи с этим при выборе средств измерений следует стремиться к получению минимально допустимых значений погрешностей измерений.

Количество и качество топлива, поступающего на элек­тростанцию, не всегда соответствуют данным, указанным в перевозочных документах и документах поставщиков(железнодорожной накладной, паспорте, сертификате),
вследствие недогрузов, естественных потерь, неправиль­ного определения поставщиком массы топлива, показате­лей качества и ряда других причин. В связи с этим на каждой электростанции должна быть организована про­верка всего количества поступающего топлива, а также постоянный периодический контроль его качества.

В договоре на поставку топлива обязательно должен быть раздел “Учет количества топлива”, в котором указывается, какие методики исполнения измерений, аттестованные Гос­стандартом России, используют соответственно поставщик и потребитель для определения количества топлива. В этом же разделе должен быть изложен порядок приемки у по­ставщика топлива (по количеству), разрешения спорных вопросов, а также правила определения недостачи или из­лишка количества топлива и его естественной убыли.

Для определения массы “нетто” твердого топлива и мазута, поступающих по железной дороге или автомобиль­ным транспортом, на электростанции могут использоваться железнодорожные вагонные и автомобильные весы раз­личных систем (рычажные, электронные с тензометрическими датчиками для взвешивания на ходу и т.д.). При от­сутствии вагонных весов на ТЭС допускается определять массу “нетто” топлива на вагонных весах железнодорож­ной станции примыкания или рядом расположенного про­мышленного предприятия. Определение массы “нетто” топлива на вагонных весах следует выполнять в соответ­ствии с методами, изложенными в МИ 1953-88 [5], при этом выбор той или иной методики определяется типом весов, технологической схемой станции примыкания и экономической целесообразностью.

При отсутствии вагонных весов прием поступающего твердого топлива может производиться при согласовании с поставщиком по ленточным весам. В этом случае в раз­деле “Учет количества топлива” договора на поставку топ­лива указываются методика и периодичность поверки лен­точных весов.

Определение массы “нетто” жидкого топлива, посту­пающего по железной дороге в цистернах, может осуществляться объемно-массовым методом (обмером). Выпол­нение измерений и определение массы “нетто” жидкого топлива в этом случае следует выполнять в соответствии с МИ 2092-90 [6] при измерении высоты налива метрштоком или по МИ 2260-93 [7] при измерении высоты налива измерителем уровня недолива ИНД-1М.

При поступлении твердого и жидкого топлива на ТЭС водным транспортом его масса “нетто” определяется по осадке судов или обмером.

При поступлении на электростанцию жидкого топлива по трубопроводу его масса “нетто” может определяться объемно-массовым методом (обмером) в приемных резер­вуарах, которые подлежат поверке региональными органа­ми Госстандарта России не реже 1 раза в 5 лет, или с исполь­зованием других средств измерений (расходомеров, автома­тических вискозиметров и т.д.) в соответствии с методика­ми измерений, аттестованными Госстандартом России.

Учет количества газообразного топлива, поступающе­го на электростанцию в соответствии с [8], осуществляет­ся по контрольно-измерительным приборам стороны, пе­редающей газ, т.е. поставщика. Однако не исключается возможность учета количества газообразного топлива и по приборам потребителя. Пересчет количества поданно­го газа ведется на условия, соответствующие требовани­ям стандарта: при температуре газа +20°С и давлении 760 мм рт.ст. Качество газообразного топлива также мо­жет определяться по приборам как поставщика, так и пот­ребителя. В договоре на поставку газообразного топлива в соответствующих разделах следует обязательно указать, по каким приборам (поставщика или потребителя) ведет­ся учет количества и качества газа, а также методики вы­полнения измерений. Последние должны быть аттестова­ны Госстандартом России.

В целях упрощения разрешения спорных вопросов по результатам определения качественных показателей топлива в договоре на поставку топлива целесообразно опре­делить нейтральную лабораторию, результаты анализов которой будут признаваться безоговорочно обеими сто­ронами.

Для определения расхода топлива на технологические нужды необходимо вести:

—учет количества твердого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется по показа­ниям конвейерных весов;

—учет количества жидкого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется либо по показаниям расходомеров, либо путем определения раз­ницы уровней в расходных резервуарах за данный промежуток времени с последующим пересчетом согласно ме­тодике на массу “нетто” объема израсходованного топли­ва, определяемого по калибровочным таблицам.

Кроме того, не реже 1 раза в квартал должна произво­диться инвентаризация твердого и жидкого топлива в со­ответствии с требованиями, изложенными в [1], [2] и [9j.

Инвентаризация твердого и жидкого топлива произ­водится в целях определения фактических остатков, ес­тественных и непроизводственных потерь, а также про­верки правильности учета поступающего топлива и его расхода. Контрольную инвентаризацию следует произ­водить в период, когда на топливных складах электро­станции находится наименьшее количество топлива, что позволяет уменьшить величину абсолютной погрешнос­ти измерений.

Инвентаризация топлива производится, как правило, комиссией под председательством заместителя директора электростанции в следующем составе: начальник произ­водственно-технического отдела (ПТО), начальник топливно-транспортного цеха (ТТЦ) (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад, главный бухгалтер (или замещающее его лицо по учету топлива).

Председателем комиссии по инвентаризации директор ТЭС может назначить технического руководителя, замес­тителя технического руководителя по эксплуатации или начальника ПТО, и тогда заместитель директора в работе комиссии не участвует.

Инвентаризация топлива после стихийного бедствия (урагана, ливня и т.п.) производится специальной комис­сией.

В зависимости от выводов инвентаризационной комис­сии в случае выявления недостачи топлива последняя мо­жет быть частично или полностью:

—отнесена к расходу на технологические нужды;

—списана на удорожание топлива;

—отнесена на виновных лиц.

Недостача, вызванная стихийными бедствиями, списы­вается по акту, утвержденному руководством энергопред­приятия.

На ТЭС должен осуществляться постоянный или пери­одический (при возникновении сомнений) контроль каче­ства топлива в соответствии с [10]. Целесообразно в дого­ворах на поставку топлива указать по согласованию с по­ставщиком повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при отклонении показателей качества топ­лива от условий договора.

Отбор проб твердого топлива должен производиться в соответствии с ГОСТ 10742-75 [11], а жидкого топлива (ма­зута) – в соответствии с ГОСТ 2517-85 [12]. При этом порядок отбора проб (с вызовом представителя постав­щика) необходимо осуществлять в соответствии с требо­ваниями, которые должны быть записаны в договоре на поставку топлива.

Как правило, следует отбирать три образца пробы: один Для лаборатории электростанции, второй для лаборатории поставщика, а третий (в качестве арбитражного) должен храниться на электростанции.

В случае недопустимых расхождений между данными анализа проб в лабораториях ТЭС и поставщика произво­дится анализ арбитражной пробы в нейтральной лабора­тории, выбранной по согласованию между поставщиками и электростанцией. Результаты анализа арбитражной про­бы являются окончательными.

В договоре на поставку топлива следует указать макси­мально допустимые расхождения между результатами ана­лизов на ТЭС и у поставщика, которые не должны превы­шать максимально допустимой погрешности измерений, устанавливаемой в соответствующих стандартах и мето­диках выполнения измерений.

При несоответствии качества топлива стандартам, тре­бованиям договора на поставку топлива или показателям, приведенным в сопроводительных документах, а также при недостаче топлива по количеству электростанция предъ­являет претензии поставщику в соответствии с [1]. При этом следует помнить, что предъявление претензий элект­ростанциями, с одной стороны, повышает их прибыль, а с другой — дисциплинирует поставщика топлива.