Охранная зона котельной на газе

Охранная зона котельной: как рассчитать расстояние и что учесть

В процессе сгорания топлива в котельных выделяются дымовые газы. После нагревания жидкости или преобразуя ее в пар, они попадают в атмосферу через дымоходные трубы. Поскольку эти источники загрязняют окружающую среду различными веществами, были введены санитарно-защитные зоны для котельных на газе, угле и других видах топлива. Это обусловлено заботой о здоровье граждан и их быта, проживающих в городе.

  • 1 Что говорят правила о СЗЗ для котельной
    • 1.1 От чего зависит ширина санитарно-защитной зоны котельной
    • 1.2 Расстояние от котельной до жилого дома и общественных зданий
  • 2 Организация СЗЗ
    • 2.1 Расчетная СЗЗ котельной
    • 2.2 Ориентировочная санитарно-защитная зона
    • 2.3 Окончательная СЗЗ котельной

Что говорят правила о СЗЗ для котельной

Из установленных государством документов я узнал, что решение СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 по СЗЗ котельных вычисляются с учетом мощности постройки и топлива, за счет которого она функционирует.

Все измерения производятся, обращая внимание на тонны пара в час и гигакалории, чтобы нагреть 40 кубических метров воды до 25 градусов за 60 минут, потребуется 1 Гкал, по такому принципу были составлены общепринятые правила.

От чего зависит ширина санитарно-защитной зоны котельной

После моего тщательного ознакомления с нормами по охране от загрязнений СанПин стало ясно, что все объекты делятся на 5 классов, с учетом вредности производства теплоносителя. Критерии котельных выглядят так:

  1. Тип применяемого топлива. Самыми опасными принято считать оборудования, работающие на угле или мазуте, газ относится к наиболее безопасной органической составляющей процесса. Вблизи таких построек можно увидеть черный дым, он содержит достаточно много серных и угарных газов, которые вредны не только людям, но и животным.
  2. Мощность устройств. Этот показатель измеряется в Гкал/час или МВт, чем выше цифра, тем больше вредных веществ будет выбрасываться в воздух. Для пересчета каждого из двух значений применяется один коэффициент 1,163, что создает между ними функциональную связь.

Расстояние от котельной до жилого дома и общественных зданий

Имея в наличии все подробные характеристики котельных, можно достаточно просто вычислить класс опасности построек и приблизительный размер СЗЗ. Хочу рассмотреть 5 пунктов с вами подробнее:

  1. 1-й класс зоны опасности не относится к предприятиям, занимающимся водонагревательными процессами.
  2. Во 2-й входят котельные, функционирующие на мазуте или угольном топливе, их мощность превышает показатель в 200 Гкал. Оборудование зачастую устанавливается в тех регионах, где отсутствует газификация, а расстояние до ближайших зданий не должна быть меньше 500 метров.
  3. 3 класс – это мощные котельные, показатели превосходят значение в 200 Гкал, агрегаты функционируют на природном газе. Резервным топливом в таких постройках является мазут, который допускается правилами, прописанными в СанПин. СЗЗ составляет 300 метров.
  4. 4 и 5 классы присваиваются исключительно индивидуально, хотя водонагревательные конструкции и маломощные, но они также способны выбрасывать в атмосферу дым и другие вещества, учитывается шумность помещений предприятия. На назначение влияют расчетные данные и натурные измерения, производимые экспертами в этой области.

Организация СЗЗ

Выделение защитной зоны в обязательном порядке производится для 2 и 3 класса в таких случаях:

  1. Запуск или постройка нового объекта.
  2. Модернизация предприятия, замена оборудования или смена топлива.

Еще одним основанием для изменения или рассмотрения СЗЗ будет заявление от Роспотребнадзора, обусловленное жалобами, касающихся защиты от местных граждан, проживающих в домах, расположенных поблизости. Существующий проект должны подтвердить или признать неудовлетворительным.

Расчетная СЗЗ котельной

Есть специальные методы для определения санитарно-защитной зоны, найти их можно в соответствующих документах, это:

  1. Учет выбросов в атмосферу котлами, производящими менее 30 т и 20 Гкал в час.
  2. Котельные с валовыми выбросами, которые способны вырабатывать более 30 т и 30 Гкал за 60 минут.

Самыми точными расчетами принято считать те, что были сделаны с помощью специальных программ, такой как «Котельные» от «Интеграл». Автоматизированные электроустановки способны максимально уменьшить степень отклонения в измерениях. В отсутствии возможности использовать современные разработки, все исследования производятся в помещениях аккредитованных лабораторий.

Ориентировочная санитарно-защитная зона

Для вычисления потребуется определить все необходимые данные, я узнал все подробности по этому поводу, список выглядит так:

  1. Параметры сырья.
  2. Образования загрязнений, их характеристики.
  3. Месторасположения источника выброса.

Если для процесса используется программа, то она рассчитает валовый и разовый выход вредных веществ в окружающую среду. Можно приступать к определению санитарной зоны, после чего обязательно вносятся поправки шумового воздействия постройки.

Если после всех манипуляций превышение допустимых значений не выявлено, то защита населения и территории будет достаточной. При возникновении расхождений с правилами СанПин, необходимо скорректировать зону с учетом всех объектов.

Окончательная СЗЗ котельной

Данные нужно закрепить натурными замерами, без обращения к специалистам в аккредитованную лабораторию на этом этапе работ не обойтись.

Создаются специальные контрольные точки, где в каждом сезоне происходят работы профессионалов в этой отрасли, все сведения заносятся в протокол, они будут доказательством положительного или отрицательного результата.

Я считаю, что в целом работы над созданием санитарно-защитной зоны котельных не сильно отличаются от вычислений других объектов или предприятий.

Различия процессов можно заметить, лишь присмотревшись к методике расчетов, разными будут формулы и специализированные программы, разобраться во всех нюансах не сложнее, чем в документах по ПУЭ.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).
Читайте также  Склад дизельного топлива для котельной

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны». Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо — установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение poke » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение Птица » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение poke » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение _Olga_ » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение Птица » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение poke » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение Птица » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение Dalex » 16 мар 2009, 23:49

Re: Если СЗЗ котельной по старому СанПиН была 25 м

Сообщение poke » 16 мар 2009, 23:49

Перечень исходно-разрешительной документации (ИРД) для разроботки проекта СЗЗ

Проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для действующего предприятия
Свидетельство о государственной регистрации (для согласования проекта в Управлении Роспотребнадзора).
Копия договора аренды земельного участка (свидетельство на право собственности земельного участка) (для согласования проекта в Управлении Роспотребнадзора).
Ситуационный план М 1:2000.
Генеральный план с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500.
План-схема размещения оборудования.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) с Разрешением на размещение отходов.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) с Разрешением на выбросы загрязняющих веществ.
Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) с Разрешением на сбросы загрязняющих веществ.
Копия договора на прием ливневых стоков.
Копия договора на водоснабжение и канализование.
Копия договора на теплоснабжение.
Копия договора на предоставление горячей воды.
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил.
Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования и обозначение начал и окончания воздуховодов на карте-схеме предприятия.
Приказ о назначении ответственного за охрану окружающей среды (для согласования проекта в Управлении Роспотребнадзора).
Сведения о фактическом образовании, использовании и размещении отходов за прошлые периоды (3 года) (Форма 9.11) (для согласования проекта в Управлении Роспотребнадзора).

А как же я разработаю проект ПДВ,если он упирается в данные которых у меня нету — а именно границу СЗЗ. Чево делать?[!help]

Расстояние от котельной до жилого дома, зданий и сооружений: нормы СНиП и СП

Расстояние от котельной до зданий и сооружений – необходимый к соблюдению параметр, который регламентируют нормы СНиП, СП и законодательные документы. Однозначного ответа, на каком расстоянии следует размещать подобные сооружения, дать сразу невозможно. Котельную классифицируют как специализированное сооружение, здание или помещение, основное назначение которого – получение тепловой энергии.

Читайте также  Оборудование газовой котельной на предприятии

Классификация

Котельная – общий собирательный термин, принятый специалистами для любого вида сооружения функционального назначения.

Цель постройки такого комплекса – производство тепловой энергии, получаемой в виде пара или подогретой воды.

Использование полученного энергетического продукта подразумевает дифференциацию на масштабные (производственные), комбинированные (производственно-отопительные) и используемые для обогревания дома или общественного здания. Размещать такие комплексы устройств рекомендуется в зависимости от типа, вида котла и назначения установки, варианта соединения с потребителем производимой тепловой энергии и места расположения.

Для определения необходимого расстояния от котельной до общественных зданий следует знать точную категориальную принадлежность теплового комплекса по всем существующим способам разграничений. По типу использованного топлива различают несколько распространенных видов:

  • газовая, в которой тепло вырабатывается путем сгорания углеводородных газов, получившая широкое признание благодаря экономичности и экологичности используемого топлива;
  • твердотопливная, где вариантов сырья может быть множество – от угля и дров до отходов промышленных предприятий по обработке древесины или торфа;
  • жидкотопливная, с задействованием горючих жидкостей, преимущественно нефтепродуктов различных видов;
  • электрическая, из всех категорий наименее экономичная, а потому и возводимая достаточно редко.

Нормы расстояния от жилых домов и общественных зданий до котельной зависят не только от вида используемого топлива, но и от типа размещения необходимой для отопления постройки. По типу размещения их дифференцируют на:

  • крышные (разрешенные к установке на крыше любого здания при условии соответствия необходимому классу пожарной опасности);
  • капитальные строения, дающие значительную мощность, сооруженные по специальному проекту с фундаментом, перекрытиями и кровлей;
  • пристроенные и встроенные в другие здания;
  • рамные на поддонах и блочно-модульные (которые могут быть разного вида – встроенные, пристроенные и даже крышные).

В расчет берутся и системы подачи топлива – механизированные, автоматизированные и ручные, которых остается все меньше. В последнем случае загрузка топлива в топку производится вручную специальным работником. Он не только загружает твердое топливо с помощью примитивного приспособления, но и очищает от золы и шлаков ее тоже вручную.

Классификация котельных по месту размещения приводится в СНиП 30-02-97 с внесенными изменениями в 2018 году и СП 53.13330.2011. Размещение отдельно стоящих бойлерных производится согласно генплану и планировке. Встроенные нельзя размещать в многоквартирных зданиях, а у пристроенной есть отдельные нормативы, которые зависят от типа сооружения.

На видео ниже подробно рассказывается о требованиях к газовой котельной в частном жилом доме согласно нормам СНиП, СП и пожарной безопасности.

Расстояние от котельной до жилого дома и общественных зданий

Расстояние от котельной до жилого сооружения норматив СанПиН регламентирует в зависимости от типа постройки и используемого топлива, а также назначения здания. Для газовой, промышленного назначения, отдельно стоящей кардинальные требования – 300 м.

  1. Расстояние до жилого дома от котельной можно варьировать согласно нормам СНиП. При использовании твёрдого топлива производятся отдельные расчеты. Предусматривать установку нужно с учетом шумового фона. Также следует учитывать входящие степени загрязняемости воздуха продуктами сгорания. Для пристроек есть запрет на сооружение под окнами квартир (от окон по горизонтали оставляется не менее 4 метров, а по вертикали – 8 метров). Пристройку запрещается возводить с фасадной части здания.
  2. От детского сада и школьных учреждений разного типа, равно как и объектов медицинского назначения, нормы предусматривают разработанные проекты. Допускаются только отдельно стоящие, при условии, что стены котельной достигают нужных степеней огнестойкости, а дистанция между помещениями определяется видом топлива и необходимым оборудованием от котла. В таких учреждениях не разрешено строить крышные, встроенные или пристроенные бойлерные из-за необходимости наличия склада топлива, а именно: угля, торфа или легковоспламеняющихся жидкостей. Санитарные нормы определяют необходимое удаление до ближайшего окна (из-за продуктов сгорания и шумового фона), а допустимое расстояние от склада топлива и котельной рассчитывается согласно минимальным противопожарным расстояниям.
  3. Сооружение встроенных, пристроенных и крышных котельных в административных зданиях федеральное законодательство разрешает, если соблюдаются установленные нормы температуры воды или давления. Обязательно также наличие доступа или открытых площадок для осуществления технического обслуживания. В указанных выше типах запрещено к использованию жидкое топливо.

СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и ГОСТы рекомендуют соблюдать нормативные расстояния до ограждения, установка которого является обязательной в некоторых жилых районах.

№ п/п Строительные нормы и правила Свод правил
1 СНиП 30-02-97 СП 53.13330.2011
2 СНиП 2.07.01-89 СП 42.13330.2011

Одним из непременных условий является наличие между котельной и городской территорией забора, который проектируется по СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Минимальное расстояние от забора рассчитывается по нормативам СанПиН с учетом шума и загрязнений от проходящего процесса. Это касается и соседства с жилыми и общественными зданиями.

Нормы проектирования

Требования к наружным установкам для обслуживания котельных касаются особенностей их расположения, величины конструкции специальных приспособлений. Например, к высоте этажерки – 1,5 метра, при наличии уклона на крыше для ходовых мостиков задаются определенные габариты, а предел огнестойкости для входной двери – 0,75 часа.

Размещение на территории предприятия не предусматривает ограждений, но расположенные поблизости производственные здания отделяются охранной зоной, а трубопроводы для транспортировки сжиженных горючих газов – специальным оборудованием.

Согласно специальным нормам должны разделяться складские помещения для хранения опасных веществ, химических реагентов, горючих газов и ядов, но удаленность от предприятий или промышленных зданий определяется согласно проекту отдельной комплексной системы.

Для нее предусмотрены параметры с оконными и дверными проемами, специальные покрытия, отсутствие преграды и специальный уровень огнестойкости. Все это закладывается в проектировании и берется в нормативах, связанных с конкретными особенностями. Существует технический паспорт, который должен храниться у владельцев энергоустановок, от насосных до нетрадиционных.

Тонкости

Расстояние до автостоянки зависит от наличия проемов. Если в сторону автомобилей смотрит глухая стена, нормы зависят от величины охранной зоны, присутствие проемов диктует удаленность в 9 метров.

Если в охранной зоне есть специальные аппараты или предусмотрено наличие резервуаров для топлива – нужен расчет по типу и вместимости емкости.

Необходимую дистанцию определяют по совокупности особенностей отдельного комплекса, в соответствии с принятыми нормами – СП, СНиП, регламентирующими указаниями, противопожарными мерами. Соблюдение необходимой удаленности гарантирует беспроблемную эксплуатацию.

Охранная зона котельной на газе

Достаточно взглянуть например на п.6.3 и 6.5. (последняя колонка) — «Взрывоопасная зона класса B3/II — I». Что это?

А характеристика среды в этих помещениях будет нормальной только при наличии отопления, а так в лучшем случае — влажные.

Ув.Нина ®, это всё понятно, но не стыкуется с этим:
«ПУЭ
п.7.3.41. Зоны класса В-Iа — зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов (независимо от нижнего концентрационного предела воспламенения) или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей».

В результате неисправностей может образоваться взрывоопасная смесь? Может. Иначе бы не ставили газоанализаторы. Кстати, они у нас на 10% от НКПР по метану.

Читайте также  КПД котельных на угле

Кроме того, как правильно указал ув.KEA63 ®

«п.7.3.48. В помещениях отопительных котельных, встроенных в здания и предназначенных для работы на газообразном топливе или на жидком топливе с температурой вспышки 61 °С и ниже, требуется предусматривать необходимый минимум взрывозащищенных светильников, включаемых перед началом работы котельной установки. Выключатели для светильников устанавливаются вне помещения котельной.

газоанализаторы. Кстати, они у нас на 10% от НКПР по метану

По поводу встроенности котельной. Какая разница, встроенная она или отдельно стоящая. Смысл один и тот же, и на класс зоны это никак не должно влиять. Мёд либо он есть, либо его сразу нет.

В обычной котельной так оно и есть, а все помещения ГРУ, ГРП и т.д. находятся в отдельных помещениях и категорируются как «А» и классифицируются как «В-1а».

—Конец цитаты——
нет. И в обычной котельной абсолютно рядовое явление — размещение ГРУ непосредственно в котельном зале.

По поводу встроенности котельной. Какая разница, встроенная она или отдельно стоящая

—Конец цитаты——
если бы не было разницы, этого слова — «встроенные» — не было бы в нормах.

И в случае разгерметизации какого-либо устройства, газ выйдет в объём помещения, а не сгорит как топливо.

Светильники во взрывозащищенном исполнении, вентиляторы тоже.

>
Это справедливо при небольших утечках. Но, если вдруг резгерметизация какого-либо соединения и выброс газа из трубопровода в объём котельной?
Не зря же в ПУЭ прописана 5 метровая взрывоопасная зона от оборудования по горизонтали и вертикали.

>
Вот правильно. Газоанализатор как раз и нужен для обнаружения вышедшего газа, и для включения блокировки чтоб в помещении не создалась концентрация превышающая 5% объема.
Об этом как раз в ПУЭ и прописано:
«п.7.3.39. При определении взрывоопасных зон принимается, что:
а) взрывоопасная зона в помещении занимает весь объем помещения, если объем взрывоопасной смеси превышает 5 % свободного объема помещения;
б) взрывоопасной считается зона в помещении в пределах до 5 м по горизонтали и вертикали от технологического аппарата, из которого возможно выделение горючих газов или паров ЛВЖ, если объем взрывоопасной смеси равен или менее 5 % свободного объема помещения».
Следовательно, газоанализатор не дает образоваться объему взрывоопасной смеси более 5% от свободного объёма помещения, но при этом зона вокруг технологического аппарата в пределах 5 метров считается взрывоопасной.
Так?

А причем тут зонирование?
Катастрофа это не электрикам, это к МЧС

А вообще у меня щас на очень чистом заводе с одной стороны на входной двери в котельный зал-В4П-2А
а с другой стороны зала на двери в тот же зал-Гнорм

Вот правильно. Газоанализатор как раз и нужен для обнаружения вышедшего газа, и для включения блокировки чтоб в помещении не создалась концентрация превышающая 5% объема.

—Конец цитаты——
Так заблокирует же! При концентрации МЕНЕЕ 10% нижнего концентрационного предела воспламенения. Или вы ему не верите, как пожарной сигнализации?

Это опасное и вредоносное заблуждение.